Русская оригинальная графика конца XIX – первой четверти XX века

01.02.2019
Автор:  Боровская Марина Игоревна - заместитель генерального директора по научной и экспозиционно-выставочной работе

05.02.2019  —  28.03.2019

В русской художественной культуре рубежа двух столетий искусство графики стало одним из самых интересных и актуальных явлений. На выставке представлена так называемая «живописная» графика, соединяющая особенности языка двух видов изобразительного искусства. В этом сочетании проявлялось усилившееся в начале ХХ века тяготение к синтезу различных искусств, поиску новых выразительных возможностей традиционных техник. При этом отсутствие академической законченности, демонстрация зрителю открытой и наглядной «технологии» также становится знаком времени.

Все эти тенденции нашли отражение в деятельности объединения «Мир искусства», возникшего на петербургской почве в 1898 году и просуществовавшего до 1924 года. Мирискусники стремились к широкому диапазону приложения своих творческих дарований, работая в разных областях графики, в станковой и монументальной живописи, в сфере расцветшего в эту эпоху театрально-декорационного искусства.

Создателем «Мира искусства» стал Александр Николаевич Бенуа (1870–1960), график, живописец, театральный декоратор, выдающийся художественный критик и искусствовед. Его базельские пейзажи 1896 года, как и другие ранние работы, почти монохромны по колориту, сумеречно-ненастны, полны романтической таинственности. По духу к ним близок поэтичный «Павловск» (1921), созданный спустя четверть века и раскрывающий одну из любимейших мирискусниками тем – живописные окрестности северной столицы. Иллюстрации А.Н. Бенуа к «Медному всаднику» А.С. Пушкина стали одним из высших достижений русской книжной графики первой четверти XX века. Работа «На берегу пустынных волн…», по сути, – цветная крупноформатная версия заставки к «Вступлению» к поэме «Медный всадник», звучащему как торжественная увертюра.

Альберт Николаевич Бенуа (1852–1936) – старший брат Александра, один из его наставников в искусстве. И хотя в доме Бенуа, воспитавшем целую художественную династию, акварель была «семейной профессией», лишь Альберт стал профессиональным акварелистом, главой специализированного Общества. Его лучшие работы отличаются свежестью восприятия природы и блестящим мастерством исполнения.

Один из ближайших соратников А.Н. Бенуа по «Миру искусства» – Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957). Постоянной темой его творчества был «город», окрашенный русским или европейским колоритом (как, например, изысканно-утонченный «Гаарлем»), предстающий и торжественной столицей, и уютной глубинкой. «Улица в Чернигове» (1912) – один из пейзажей, созданных во время поездки по городам средней России и Украины. В нём с особой поэтичностью передаётся ощущение жизни провинциального города, её размеренно-неторопливого хода.

Под влиянием мирискуснической эстетики сформировался Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946). Наряду с увлечением книжной графикой и монументальной живописью, на протяжении всей творческой жизни он успешно работал в области станкового искусства, выделяя, при этом, жанр пейзажа. Во время захватывающих путешествий много рисовал на пленэре, проявив незаурядный колористический темперамент. В 1922 году совершил поездку в Турцию. «Кладбище в Трапезунде» демонстрирует монументальность его графического стиля, сочетающего чёткость и ясность композиционного мышления, незыблемость ощущения плоскости с благородством насыщенного, плотного, несколько «пряного» колорита.

Александр Яковлевич Головин (1863–1930) – выдающийся театральный декоратор, своим творчеством сыграл исключительную роль в завоевании художниками «главных ролей» в театре. Одним из шедевров его сценографии является оформление оперы «Кармен» Ж. Бизе (1908) на прославленной сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Художнику удалось придать популярному уже в те времена спектаклю свежесть и новизну, остро соединив ощущение живой реальности, света и воздуха с праздничной декоративностью. За кулисами рождались и образы знаменитых «Испанок», в которых красочный театральный костюм служит необходимым дополнением яркого и выразительного портретного образа. Узнаваемая манера художника с характерной графичностью и изысканной узорчатостью прочитывается в натюрморте «Розы и фарфор», в котором эффектные предметы выступают, словно артисты на театральной сцене.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955) не раз побывавшая в Венеции, как и многие другие художники, была покорена её красотой. В пейзаже из собрания Радищевского музея она словно увидела прекрасную Венецию сквозь призму родного «перламутрового» Петербурга, изобразив её не по южному яркой, а серебристо-серой, со смягчёнными контурами, как бы окутанными ласковой, нежной дымкой.

В ряду представленных на выставке станковых композиций и театральных эскизов выделяется произведение Михаила Александровича Врубеля (1856–1910) «Проект майоликового камина» (1899–1900), связанное с работой художника в Абрамцевской керамической мастерской. Врубель был увлечён решением колористических задач не только в живописи. В красочной декоративности эскизной композиции, построенной на сказочно-эпических мотивах, угадывается исключительная живописность будущего майоликового изделия.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений