«Музыканты»: живописная копия с гравюры Луки Лейденского. Цикл «Оригинал. Копия. Подделка. Готовимся к выставке вместе»

23.01.2018
  • Лука Лейденский. Музыканты. 1524 г.

Практика изготовления гравюр с живописных композиций была очень распространена. Гравюра делала возможным дать представление об этих картинах широкому кругу людей, служила способом популяризации картин, своего рода рекламой. Мы уже приводили пример такой гравюры, сделанной с картины П.П. Рубенса «Младенец Христос и Иоанн Креститель».

Однако существовала и обратная практика – изготовление живописных композиций на основе особенно популярных гравюр. В собрании Радищевского музея есть такой пример – картина «Музыканты», выполненная неизвестным художником, скорее всего, XIX в. на основе гравюры (1524 г.) знаменитого нидерландского мастера начала XVI столетия Луки Лейденского.

Гравюра изображает музицирующую пару, символизирующую семейную гармонию. Первенство здесь явно принадлежит женщине. Она уверенно играет на старинном трехструнном инструменте (рЕбеке - предшественнике скрипки), в то время как ее муж настраивает свою лютню («подлаживаясь» под заданную мелодию). На то, что муж – подкаблучник, указывает и туфля, упавшая с его ноги. Кошель, в данном случае символ семейного бюджета, также висит на поясе у жены. Лидерство женщины явно способствует преуспеванию пары – супруги одеты в дорогие, отороченные мехом одежды, играют на музыкальных инструментах, связанных с придворной культурой. Но музыка, как и все, что служит наслаждению, греховно и бренно - об этом напоминает могильный крест на заднем плане.

Оригинал
Копия

Сюжет, с хорошо читаемым аллегорическим и назидательным подтекстом, был очень популярен. Занимательность мотива и выразительность сценки объясняют факт создания на основе гравюры живописной композиции. Копиист с помощью масштабирования (сетки) перевел изображение в нужный размер, а затем «раскрасил» его, в соответствии со своим представлением о колорите старой нидерландской живописи, в тональной коричнево-зеленоватой гамме. В качестве основы он выбрал медную пластинку, на которой часто писали картины небольшого размера нидерландские мастера XVI-XVII столетий. В итоге, получилась имитация в стиле старой нидерландской живописи. Мы не можем обвинить копииста в стремлении изготовить подделку – ни даты, ни монограммы автора на картине нет. Однако в собрании ее прежнего владельца, художника Н.М. Гущина (Саратов), она считалась работой Питера Брейгеля Старшего. Именно с такой атрибуцией картина «Музыканты» была приобретена им во Франции в 1930-е годы. 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений