Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Мы живём теперь природой…» Илья Репин в Вёле. Цикл «Илья Репин. Готовимся к выставке вместе»

31.05.2017
Автор:  Яфарова Ирина Ринатовна

 

В 1873 году недавний выпускник Императорской Академии художеств Илья Репин впервые представил публике картину, над которой трудился в течение трёх лет, – «Бурлаки на Волге». Произведение вызвало небывалый ажиотаж, общественное мнение разделилось: «великой профанацией искусства» назвал его известный художник Фёдор Бруни, «лучшее, что было создано русским искусством с тех пор, как оно существует», – восхищённо отмечал художественный критик Владимир Стасов. Одним словом, творчество молодого художника никого не оставило равнодушным, он навсегда вписал своё имя в историю искусства.

В числе лучших произведений русской художественной школы весной того же года «Бурлаки» отправились на Всемирную выставку, проходившую в Вене. За границу уехал и автор: Репину – золотому медалисту Академии – полагался шестилетний пенсион в Европе. Вместе с супругой – Верой Алексеевной Шевцовой и семимесячной дочерью Верой он посетил Италию, а затем – Францию. В Париже Репин арендовал мастерскую, в свободное время посещал музеи, частные галереи, театры, эстампные магазины. Здесь же познакомился с Алексеем Боголюбовым – будущим основателем Радищевского музея, в те годы опекавшим русских художников – пенсионеров Академии – за рубежом.

Следуя совету Боголюбова, летние месяцы 1874 года Репин провёл в Вёле – небольшом приморском городке, одном из самых живописных мест Нормандии. «Мы живём теперь природой и она здесь так проста, упоительна, убаюкивает меня, как старая няня…», – делился художник своими впечатлениями о Вёле в письме Стасову. Репин поселился в домике, расположенном в лесу, неподалёку от «быстрой и прозрачной, как кристалл, речки», а некоторое время спустя у него появился сосед – приятель по Академии – Василий Поленов. Вместе они бродили по окрестностям, любовались высокими алебастровыми скалами, старыми мельницами, садами, утопающими в густой зелени трав, морем, переливающимся на солнце сотнями оттенков зелёного и синего цветов. Наконец, неустанно трудились под присмотром Алексея Боголюбова, которого считали своим другом и наставником. Работали, преимущественно, на открытом воздухе, осваивали приёмы пленэрной живописи.

За те месяцы, что Репин провёл в Нормандии, он создал множество этюдов, один из которых – «Лошадь для сбора камней в Вёле», – впоследствии подарил Боголюбову. При внешней простоте и непритязательности мотива, это произведение представляет новый этап в творчестве мастера. Художнику удалось преодолеть условность в изображении световоздушной перспективы, передать многообразие и великолепие красок морского побережья, залитого ярким солнечным светом. Палитра Репина обогатилась сложными золотисто-жемчужными оттенками, ранее у него не встречавшимися.

В 1885 году в собрание Радищевского музея поступила картина Боголюбова «Вёль» (1874), которая некогда упоминалась под другим названием – «Русские художники на этюдах в Вёле». Автор изобразил высокие скалы, чистое светлое небо и несколько крохотных фигурок, среди которых особое внимание привлекает человечек в широкополой шляпе, разместившийся на берегу неподалёку от белоснежной лошадки. Быть может, Боголюбов запечатлел в своей картине Репина, увлечённо работавшего в Нормандии в компании русских художников – Александра Беггрова, Константина Савицкого, Василия Поленова, который, кстати, также написал вёльскую лошадку и сделал это не менее блистательно.

В конце августа 1874 года Репин вернулся в Париж, где с воодушевлением приступил к воплощению нового замысла – картины «Садко». Впоследствии, он скромно замечал, что именно в Вёле «сделал некоторый успех в живописи», переоценить который невозможно. Чуть больше года прошло с момента завершения работы над «Бурлаками», слава о которых еще не отгремела в России, а Репин уже осваивал новые высоты – пленэрную живопись, старался не останавливаться на достигнутом. «Лошадь для сбора камней в Вёле» из собрания Радищевского музея – прекрасное тому свидетельство.    


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"