Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Искусство без границ. Об участии в зарубежных выставках картин Ильи Репина из собрания Радищевского музея. Цикл «Илья Репин. Готовимся к выставке вместе»

17.04.2017
Автор:  Шкута Елена Анатольевна

Имя Ильи Ефимовича Репина со школьной скамьи знакомо российскому зрителю если не по иллюстрациям в учебнике литературы, то хотя бы по ироничному учительскому замечанию: «Картина Репина: “Приплыли!”». Автор хрестоматийных полотен «Бурлаки на Волге» и «Не ждали», безусловно, входит в число самых известных в России художников. И хотя «Парижское кафе» Репина стало одним из самых дорогих произведений русского искусства XIX века, проданных с аукциона (Christie’s, Лондон, 2011), все же за рубежом его творчество не вызывает такого интереса, как, например, иконопись или авангард. Прекрасным средством популяризации русской культуры в мировом пространстве являются международные выставочные проекты. В 2000-е годы Радищевский музей отправлял произведения Ильи Репина из собственного собрания на три крупные зарубежные выставки: в Голландию, США и Китай.

В голландском Гронингене в 2002 году развернулась крупная экспозиция картин и рисунков русского мастера. Руководство местного музея шло на риск, открывая выставку практически неизвестного широкой публике художника. Но общее число посетителей – 250 тысяч человек в городе с населением менее 200 тысяч – сделало этот проект самым успешным за всю историю существования музея. Среди 50 картин Репина из российских музейных собраний были две саратовские работы: «Лошадь для сбора камней в Вёле» и «Портрет Нади Репиной». Пейзажи Вёля – маленького городка на побережье Нормандии – стали для живописца важным шагом на пути изучения натуры во всей полноте ее светового и цветового богатства. Кураторы выставки, отмечая мастерскую передачу Репиным эффектов освещения, называли его «русским Рембрандтом».

Портрет Нади, дочери художника, – одно из самых известных и любимых посетителями полотен в экспозиции Радищевского музея. В 2005 году картина представляла саратовскую коллекцию на масштабной выставке русского искусства в нью-йоркском музее Соломона Гуггенхайма. В преддверии открытия выставки в «Нью-Йорк Таймс» была напечатана статья, проиллюстрированная «Бурлаками» Репина. Экспозиция разворачивалась по спирали: поднимаясь на следующий этаж, зрители как бы переходили на новый виток развития художества в России.

На выставке русского реалистического искусства второй половины XIX века, которая прошла в нескольких городах Китая в 2006 году, особое внимание публики привлекали картины Ильи Репина. Особенность этого проекта заключалась в том, что экспозиция почти полностью состояла из живописных и графических работ, хранящихся в провинциальных собраниях России. Радищевский музей в числе других произведений предоставил написанный Репиным портрет художника-мариниста Алексея Боголюбова.

«Русские проекты» в Голландии, США и Китае интриговали посетителей своей экзотичностью. На обложку каталога китайской выставки был вынесен портрет кисти Репина, изображающий украинку в расшитой рубахе и цветочном венке. Названия голландской и американской выставок – «Секрет России» и «Russia!» – отсылали к образам «матушки-России» и «загадочной русской души». Вместе с тем, зарубежная публика не только наслаждалась национальным колоритом представленных работ, но и не без удивления отмечала параллели в развитии западного и русского искусства.

В России произведения Ильи Репина традиционно воспринимаются как отражение «правды жизни», а сам живописец – как ярчайший представитель эпохи реализма. Такой подход не исчерпывает всей многогранности творческой личности мастера. Каждая новая выставка позволяет зрителю – отечественному или зарубежному – больше узнать о великом художнике, а может быть, и о себе.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры