Книга в княжеском уборе. Цикл «Книжные сокровища»
Автор: | Стародубцева Наталья Владимировна - заведующий отделом |
В марте 1895 года в газете «Саратовский листок» появилось сообщение о том, что Радищевский музей получил в весьма интересный и ценный дар. Речь шла о книге «История и памятники византийской эмали», ставшей в конце XIX века ярким событием в художественной жизни России.
Современники писали: «… По изяществу исполнения, по единственной в своем роде роскоши, соединенной с редким вкусом, издание это смело должно быть поставлено в немногочисленный ряд европейских художественных изданий, долженствующих служить красою каждой библиотеки».
Это издание, выпущенное в ограниченном числе экземпляров - 600 ( по 200 на русском, французском и немецком), сразу стало библиографической редкостью. Оно и сейчас поражает мастерством полиграфического исполнения.
Книга была задумана владельцем коллекции эмалей известным коллекционером А.В. Звенигородским и выпущена на его средства. Работы по изданию продолжались с 1892 по 1894 годы. Тираж предназначался в дар «коронованным особам», ученым и выдающимся книгохранилищам. Все экземпляры были нумерованы с указанием того, кому он был предназначен.
Экземпляр Радищевского музея 124-й.
В оформлении издания принимали участие русские, французские и немецкие мастера.
Выполненный по рисункам архитектора И.П. Ропета переплет книги основан на византийской орнаментике. Лейпцигская фирма «Гюбель и Денк» специально изготовила шагреневую кожу с тиснением червонным золотом.
Шелковые суперобложка и закладка выполнены техникой золотного шитья на московской фабрике братьев А.Г. и В.Г. Сапожниковых. На закладке вышит текст из трагедии Еврипида: « Разверни эти говорящие листы, прославляющие мудрых».
На фронтисписе портрет А.П. Звенигородского, он был только в тех экземплярах, которые предназначались близким знакомым собирателя. К ним относился и основатель Радищевского музея А.П. Боголюбов.
Лист с посвящением Александру III имитировал инкрустацию из драгоценных камней по серебряному фону.
Тройной золотой обрез вручную орнаментирован красной и зеленой красками.
Толстая бумага сделана в Страсбурге. В типографии М.М. Стасюлевича сделан специальный шрифт, имитирующий шрифт древней русской рукописи XI века «Остромирова Евангелия». Остальные украшения книги (инициалы, заставки, концовки) выполнены в стиле древних русских рукописей.
Изображения эмалей рисовали лучшие петербургские граверы под руководством гравера В. Матэ. Иллюстрации выполнены литографским заведением Августа Остеррита во Франкфурте-на-Майне.
С просьбой написать текст А.В. Звенигородский обратился к профессору Н.П. Кондакову, известному знатоку византийского искусства.
В 1896 г. немецкий ученый Франц Бок издает в Германии на немецком языке книгу «Византийские эмали из коллекции А. Звенигородского». Она была издана с соответствующей роскошью. Переплет выдержан в том же стиле. Автор подробно анализирует отдельные разделы собрания Звенигородского.
Экземпляр этого издания тоже был подарен Радищевскому музею. А.В. Звенигородский подарил музею и исследование своей коллекции немецкого ученого А. Шульца.
Русский критик В. Стасов посвятил специальную монографию «История книги «Византийские эмали», вышедшую в СПб. в 1898 г. Она напечатана также на трех языках. Тираж 150-100-100 нумерованных экземпляров. Экземпляр Радищевского музея сопровожден офортом А.П. Боголюбова с его благодарственной надписью А.В. Звенигородскому по поводу его даров музею.
Все эти издания хранятся в фонде научно-справочной библиотеки Саратовского Радищевского музея.