«Из книг графа С. Д. Шереметева» Экслибрисы на редком издании из библиотеки Радищевского музея. «Книжные сокровища»

27.01.2017
Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна

Традиция помещать на книгах экслибрис (в переводе с латинского ex libris означает «из книг») – знак, указывающий владельца, зародилась в глубокой древности. Значительно позже на экслибрисе стали дополнительно изображать фамильный герб с девизом или сюжетную композицию, которые могли рассказать о происхождении, занятиях и вкусах коллекционера. Гравированные в различных техниках экслибрисы – это еще и замечательные миниатюрные произведения печатной графики.

Большой интерес с этой точки зрения представляют книжные знаки на издании «Творчество Рембрандта» из фонда редкой книги музейной библиотеки. Большеформатный альбом, выпущенный в Париже в 1853-1857 годах, содержит 80 иллюстраций, воспроизведенных фотомеханическим способом, и более 360 страниц с комментариями Шарля Блана (1813-1882), искусствоведа и гравёра, члена Французской академии.

Внешнее убранство книги традиционно для середины XIX века: темно-зеленый полукожаный владельческий переплет с красным обрезом. На кожаном корешке, украшенном золотым тиснением с линейным орнаментом, золотыми буквами вытеснено название альбома: «Charles Blanc. L’Oeuvre de Rembrandt».

На цветном форзаце, раскрашенном под «павлинье перо», имеются экслибрисы графа Сергея Дмитриевича Шереметева (1844-1918), государственного деятеля, издателя, мецената, библиофила и коллекционера. Он был последним владельцем богатейшей библиотеки, собранной несколькими поколениями графов Шереметевых. В коллекции насчитывалось несколько тысяч томов по истории, философии, юриспруденции, географии, медицине, художественной литературе, изобразительному искусству, музыке и т.д. Доставшееся по наследству Сергею Дмитриевичу огромное книжное собрание активно пополнялось с 1860-х годов его собственными приобретениями, для которых он заказал несколько экслибрисов. В настоящее время известно три книжных знака.

Два из них помещено на музейном экземпляре книги «Творчество Рембрандта». В верхнем углу форзаца имеется гербовый экслибрис с надписью по кругу «Изъ книгъ графа Сергiя Дмитриевича Шереметева», фамильным девизом графов Шереметьевых «Deus conservat omnia» («Бог сохраняет всё») и указанием места книги в библиотеке «Шкафъ VIII Полка I № 178». Книжный знак был гравирован на меди Виктором Алексеевичем Бобровым (1842-1918), русским гравером и живописцем, автором многочисленных портретов деятелей культуры.

Чуть ниже размещен цветной литографированный экслибрис с такой же надписью владельца и сюжетной композицией: на фоне многочисленных книжных полок изображен мальчик в боярском костюме со свитком в руках, стоящий у стола, на котором лежат стопка книг и развернутый свиток с фамильным гербом графов Шереметевых. Под рисунком стоит подпись автора и также указаны номера шкафа (XXIX) и полки (6/7). Сюжетный экслибрис, характерный для рубежа XIX-XX веков, образно отразил книжные пристрастия владельца библиотеки, в которой также хранилось много древних рукописей.

Этот книжный знак был исполнен в «русском стиле» Елизаветой Меркурьевной Бём (1843-1914) в начале 1900-х годов. В отделе графики Радищевского музея хранится приобретенная в 1963 году у саратовского художника-графика, коллекционера Александра Скворцова цинкография с этого акварельного экслибриса, созданного Е.М. Бём для графа С.Д. Шереметева. Надо сказать, что Сергей Дмитриевич был одним из почитателей творчества этой замечательной художницы и пополнял ее знаменитыми силуэтными композициями свою графическую коллекцию.

Третий книжный знак, расположенный на музейном экземпляре книги, знакомит с другим ее обладателем – Владимиром Михайловичем Жемчужниковым (1830-1884). Гравированный гербовый экслибрис с надписью владельца и девизом «Правдой, любовью и честью», выполнил Федор Александрович Меркин (1854-?), гравер издательства «Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг». Сокращения и цифры на экслибрисе (Отд. XVII п. 418) указывают место книги в его библиотеке. Такую же надпись, только вытесненную золотом, можно увидеть и на корешке книги. Это означает, что переплет был исполнен по заказу Жемчужникова, и книга принадлежала сначала ему, а уже потом Шереметеву.

Известно, что наряду с книгами, принадлежавшими В.М. Жемчужникову, граф Шереметев приобретал множество изданий из личных библиотек князя П.П. Вяземского (1820-1888) и библиографа С.А. Соболевского (1803-1870). Книги из огромной коллекции Сергея Дмитриевича находились в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге, в собственном доме в Москве, и в его имениях – Михайловском и Остафьеве.

После Октябрьской революции 1917 года всё имущество графа С.Д. Шереметева было национализировано. Богатейшее книжное собрание разошлось по разным государственным фондам. Основная часть его библиотеки хранится в Российской Государственной библиотеке, Эрмитаже, Государственном Историческом музее, МГУ имени М.В. Ломоносова.

Обладателем одного редкого иллюстрированного издания – «Творчество Рембрандта» из знаменитой шереметевской библиотеки стал в 1920-е годы и Радищевский музей.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений