«Старинные розы…» Пётр Уткин. Часть I. Цикл «Искусствовед рассказывает»

19.10.2017
Автор:  Шкута Елена Анатольевна

Все материалы рубрики

«Искусствовед рассказывает...»

К 140-летию со дня рождения художника Петра Саввича Уткина

В истории отечественного искусства Саратов занимает особое место. В конце XIX века здесь открылся первый общедоступный художественный музей, а в начале XX-го – прошла первая в России выставка символистов под названием «Алая роза». Проповедовать идеи нового искусства в консервативно настроенном провинциальном обществе могли лишь молодые и уверенные в своем праве на свободу творчества художники. Студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества Петра Уткина и Павла Кузнецова, организовавших выставку в родном городе, не останавливали насмешливые отзывы местных критиков. Среди зрителей они искали романтиков, очарованных таинственной непостижимостью окружающего мира и потому способных понять их искусство.

9 октября 2017 года исполнилось 140 лет со дня рождения Петра Саввича Уткина (1877-1934). Его лирические пейзажи не приобрели такой известности, как творения других представителей саратовской живописной школы – ностальгические ретроспекции Виктора Борисова-Мусатова или «киргизская сюита» Павла Кузнецова. Лишь в последнее время усилился интерес к творчеству мастера. В 2014 году вышла монография Марии Валяевой, содержащая полный каталог работ Уткина.

В Радищевском музее хранится более 90 картин и рисунков художника. Среди них есть пейзаж «На Волге», который экспонировался на выставке «Алая роза» в 1904 году. Он написан тремя годами ранее в Саратове и очень характерен для работ молодого Петра Уткина.

Мало кто из мастеров русской пейзажной традиции мог в одном произведении сочетать эпическое ощущение первозданности природы с тонким эмоциональным переживанием мотива. Чувство одиночества и тоска овладевают человеком при созерцании унылых серых просторов, запечатленных в картине «На Волге»; холодная влажность воздуха ощущается почти физически. При этом автор пейзажа остро нуждается в собеседнике, который настроится на одну с ним волну и проникнется прелестью пасмурного дня, услышит шепот тумана и реки, увидит теплый свет, льющийся с неба и, завороженный, не захочет возвращаться в шумный мир повседневности. Это полотно находится в постоянной экспозиции Радищевского музея.

Как и пейзаж «На Волге», бо́льшая часть показанных на «Алой розе» картин по манере исполнения вполне соответствовала реалистической эстетике московской школы живописи. Но некоторые из работ Уткина были проникнуты мистицизмом и выражали иррациональное начало жизни. Например, «Осенняя песня» (второе название «Ночь») из московского частного собрания. В Радищевском музее есть два графических наброска к этому полотну, которые в составе большой коллекции были приобретены у дочери художника Александры Ивановской в 1969 году.

В «Осенней песне» Уткин воплотил символистский образ ночи – времени сомнений и страхов, когда человек попадает под власть морока и смутных видений. Ночь у художника наполнена шорохом крыльев хищных птиц, силуэты которых выступают из тьмы и словно подсвечиваются рыжими огоньками осенних листьев. Эскизные наброски из Радищевского музея изображают два варианта одной сцены: большая птица терзает свою жертву. Судя по законченному полотну, Уткин предпочел более экспрессивную композицию, где хищник с вытянутой шеей и расправленными массивными крыльями выглядит особенно зловеще.

Тайны природы и скрытые от людских глаз чудеса все больше и больше волновали художника. На выставке «Голубая роза», которая прошла в Москве в 1907 году, он представил полотна, ставшие впоследствии ключевыми произведениями русского живописного символизма.

О предметах коллекции Радищевского музея, связанных с легендарной «Голубой розой», читайте в следующем материале.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений