Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Щепная икона: опыт коллекционирования. Цикл «Искусствовед рассказывает»

25.07.2016
Автор:  Якунина Наталья Васильевна - главный хранитель

  • Щепная икона: опыт коллекционирования. Цикл «Искусствовед рассказывает»

Конец XX века ознаменовался настоящим бумом частного собирательства. Особенно серьезный интерес был проявлен к вещам конца XIX - начала XX века. Потребность в коллекционировании в обществе была огромной, диапазон интересов необычайно широк: марки, значки, монеты, открытки, книги, медали, иконы, меднолитая пластика и многое другое, - а музеи еще не обратили достаточного внимания на это явление. Без энтузиазма частных коллекционеров значительный культурный пласт нашей истории был бы обречен на медленное исчезновение. Частные коллекционеры взяли на себя непростую задачу: поиск и систематизацию предметов культуры и быта. Именно благодаря их энтузиазму стало возможным выявить и показать дешевую продукцию иконописных мастерских, созданную в условиях жесткой конкуренции живописных икон и печатной продукции на рубеже XIX-XX веков.

Икона занимает важное место в православной традиции, без нее трудно представить православный храм и богослужение, дом православного христианина и его жизнь.

К концу XIX века потребность в большом количестве икон нашла отражение в печатной продукции. Именно в это время (в 1870-е годы) на русском иконном рынке стали появляться яркие хромолитографированные бумажные иконы, наклеенные на доски. Их изготавливали на крупных типографских фабриках Е. Фесенко и И. Тиля в Одессе. Успех печатной продукции привел к появлению в 1890-1894 годах специальных фабрик, на которых стали выпускать иконы на жести. Монополия в производстве подобных икон принадлежала фабрике А. Жако и В. Бонакера в Москве. Их продукция напоминала писаные иконы в дорогих эмалевых ризах, сверкающих блеском "самоварного золота", с имитацией драгоценных камней. Для создания новых иконописных образцов на фабрику приглашают мастеров-иконописцев из Палеха и Мстеры. К 1901 году жестяными дешевыми иконами был наполнен рынок страны. Сразу после массового появления эта продукция составила огромную конкуренцию живописным иконам. Неравная борьба с "машинными" иконами окончательно разоряла иконописные центры, заставляя мастеров писать все больше дешевых "подфолежных" и "расхожих" икон. Ради удержания спроса на писаные иконы появилось огромное количество подокладниц, икон на щепе и даже икон, писанных "под Жако".

Судьба иконописной традиции в XX веке была еще более непростой - три четверти столетия прошли под знаком борьбы государства с Церковью и ее культурой. Но именно в это время икона была открыта как историческая составляющая художественного процесса. В настоящее время очень важным является постижение корней, природы тех или иных иконописных традиций, среды их существования и особенностей. Одним из интересных явлений в поздней иконописи для исследователя являются щепные иконы.

Во времени щепная икона существовала очень короткий промежуток с 80-х годов XIX по 10-е годы XX века, примерно 30 лет. Очень тонкий пласт в истории иконописания. Но от этого он не становится менее важным и востребованным к изучению и анализу.

В отличие от древних икон, которые время сохранило для исследователей под толстым слоем олифы, щепные иконы дошли до нас в практически разрушенном состоянии. Первое соприкосновение со щепной иконой напоминает прикосновение археолога к древним предметам в культурном слое раскопа. И там, и там вещи визуально выглядят целыми и сильно обнадеживают исследователя, а при первом же прикосновении к памятнику чаще всего оказывается, что он уже частично утрачен.

Щепная икона очень скромна, но привлекает к себе внимание моментально, с первого взгляда: удивительно характерная, человечная по настроению и великолепная, иногда просто виртуозная, по легкости кисти мастера, она воплощает простодушно сердечную веру, наивную доброту и трепетность переживания ее создателя.

Для основы "щепных" икон бралась тонкая дощечка. Часто это кусок луба, отчего существует другое их название - лубочные. В этом случае форма икон выгнутая (по объему ствола дерева), основа обрабатывалась только с лицевой стороны. На легком грунте выполнялось чаще всего только личное письмо. Есть предположение, что подобные работы писались учениками, подмастерьями, работающими в иконописных мастерских. Осваивать искусство написания икон было проще на случайных деревянных щепках, поскольку традиционная основа готовилась долго и тщательно и стоила дорого.

В таких иконах заказчику вполне достаточно было "узнать святого". Возможно, поэтому иконография щепной иконы упрощена. Иконопись на протяжении веков, развивающаяся в пределах канона, выработала определенный набор схем, приемов, форм, то есть свой изобразительный язык. И мастер, даже не очень искусный, имея в распоряжении нужное количество таких форм, мог свободно использовать их, рисовать любую фигуру. Помимо упрощения иконографии, упрощается и прорисовка фигур. Но при этом каноническая схема, принятая за основу, сохраняется, что позволяет узнать святого. Иногда изображение напоминает раскрашенный контурный рисунок. Художник по графье темной краской, черной или коричневой, обводил рисунок, затем покрывал нужными красками, после чего рельефным контуром еще раз обводил изображения. Незначительные санкирные тени, наложенные на открытых частях тела, придают им некоторую объемность. Описи складок одежд выполняются более светлой краской. Детальной проработки одежд нет. Фоны часто двуцветные, полосатые, например поземь оливковая, над ней широкая полоса светлой охры, выше серебряная или золоченая олифа.

Щепные иконы писали как подокладницы и как полностью прописанные сюжеты. Подокладницы закрывались фольговыми окладами и помещались в киоты, а как бытовали прописанные полностью иконы, пока неизвестно. Более вероятно, что они тоже вкладывались в киоты, об этом свидетельствует сохранность дошедших работ. Очень часто оклад прикреплялся к иконе многочисленными гвоздиками, кроме этого прямо на доску наклеивали бумагу или наносили толстый слой клея по периметру полей и закрепляли оклад наглухо к иконе. Затем икону вставляли в киот и зазоры между фольгой и его стенками замазывали гипсовой (алебастровой) замазкой. Сами киоты чаще всего тоже были "глухие", без дверцы. Стекло вставлялось в пазы с лицевой стороны и фиксировалось либо тонкой дощечкой на гвоздиках, либо просто забивалось гвоздями, иногда закреплялось той же замазкой. Таким образом, создавался для иконы определенный микроклимат, что позволяло живописи сохраняться в первозданном виде довольно долгое время. Благодаря этому иконы смогли дожить до наших дней.

Кого же на них изображали? Чаще всего на щепной иконе можно увидеть Спаса, Николу и Богоматерь с младенцем. Если посмотреть соотношение этих сюжетов с другими, то их получается абсолютное большинство. Однако это интереснейшее явление в истории иконописания на рубеже веков включало очень широкий перечень сюжетов: от простых подокладниц до многочастных "Праздников" и "Избранных святых".

Икона на щепе в конце XIX - начале XX века расходилась по России в огромных количествах. Известно, что одна семья могла сделать в неделю до шестисот таких икон. Для скорейшего сбыта её старались производить как можно дешевле. Бойкие офени с расхожим товаром доходили до самых недоступных старообрядческих скитов Сибири и до самых дальних стойбищ новокрещеных "инородцев". До сих пор во многих отдаленных уголках России на провинциальных ярмарках можно встретить щепные иконки, украшенные цветами из фольги.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"