«Кружка с апостолами». «Цикл «Искусствовед рассказывает…»

31.05.2016
Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

«Кружка с апостолами», Германия, нач. ХХ века. По образцу мастерских Кройссена XVII века. Пористая керамика, глазурь, рельеф, полихромная роспись

В.13,6

Кройссен (Франкония) был одним из самых значительных центров керамического производства Германии XVII столетия. Кройсенская керамика многоцветная – после первого обжига изделия приобретали коричневый цвет, затем расписывались эмалевыми красками и обжигались повторно. В XIX веке, когда вновь появился интерес к керамике, эти кружки пользовались огромным спросом. Чтобы его удовлетворить, по всей Германии открывается множество мастерских, работающих по старинным образцам.

«Кружка с апостолами» до поступления в музей находилась в собрании известного коллекционера и знатока искусств – П.А. Васильчикова, сына директора Императорского Эрмитажа. Она датируется началом XX века, иконографически точно повторяет образец Кройссена, но изготовлена не из твердой и плотной каменной массы, а из другого, более мягкого материала – пористой керамики.

Такие цилиндрические кружки (хумпен) с широким фризом в центре – любимая форма кройссенских мастеров. На фризе изображены двенадцать апостолов, расположенных в строгом порядке, согласно Евангелию от Матфея (глава 10). Их имена написаны сверху: Петр, Андрей, Иаков Старший, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Младший, Иуда Фаддей, Симон, Матфий. Все они показаны со своими атрибутами. Так, в руках у Святого Петра – ключи от рая. Покровитель странников Иаков Старший – в шляпе пилигрима и с посохом. Святой Фома, патрон строителей – с угольником, Иуда Фаддей с дубиной и камнем (орудиями своих страстей). В центре фриза изображен агнец, символизирующий Христа.

Сразу возникает вопрос – для чего же предназначались эти кружки? Слишком уж очевиден контраст между назначением предмета (бытовая кружка) и тематикой изображения. Однако первое предположение, что этот предмет имеет сакральное назначение, не подтвердилось. Это – пивные кружки. На кружках из Кройссена изображались символы планет, гербы, портреты курфюрстов, сцены охоты, однако особой популярностью пользовались именно «апостольские» кружки. Правда, такие кружки предназначались не для повседневного употребления, а ставились на стол в торжественных случаях. И все-таки нам это кажется удивительным, ведь у нас не принято на бытовой, тем более пивной посуде изображать религиозные сцены. А вот в Западной Европе изображение евангельских и библейских мотивов, и не только на посуде, но и на других предметах, окружающих людей в их повседневной жизни, например, мебели – традиция, идущая из глубины веков. Религиозный сюжет на бытовом предмете – проповедь, сопровождающая человека повсеместно и обращенная к его повседневному сознанию. Тому, кто взял в руки кружку с изображением апостолов, напоминалось, что за столом подобает вести себя достойно, ведь рядом с ним – ученики Спасителя, и даже Он сам – в образе ангца.

Однако в XIX веке сосудов с религиозными сюжетами становится меньше, круг тем сужается. Исследователи объясняют это общим кризисом религиозности. Если, например, на средневековых кружках и кувшинах можно встретить изображение сцен «Распятия Господа», которые даже во время трапезы должны были напоминать людям о крестной смерти Христа, о краткости нашего земного пути и о жизни вечной, то в XIX столетии такие предметы – большая редкость. А вот к сюжету «Двенадцать апостолов» по-прежнему обращаются очень часто. Так, во многих европейских городах есть кафе с названием «Двенадцать апостолов». И хотя этот мотив, как многие другие евангельские сюжеты, стал уже элементом гастрономического сервиса, интерес к нему отражает тесную связь между бытом и религиозным сознанием людей. 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений