И открытка, и прялка. Из цикла «Искусствовед рассказывает»

25.04.2016

В акварели «Делу время, потехе час!» с первого взгляда узнается фирменный стиль Елизаветы Меркурьевны Бем (1843-1914). Она знаменита изображением шаловливых детей в древнерусском стиле. Несмотря на постановочность сцен, её главные герои всегда очень живые, и выдают в авторе тонкого наблюдателя и знатока детской психологии. Маленькие «бояре» и «боярышни» иллюстрируют народную мудрость, заключенную в пословицах и поговорках, нередко переходя, с некоторыми изменениями, из одного произведения в другое. «Цитирование собственных наиболее удачных с точки зрения художницы образов представляет собой весьма занятную игру, заставляющую более внимательно всматриваться в каждый рисунок и настойчиво искать параллели», – отмечает исследователь творчества Бём[1].

Прекрасную возможность поиграть детскими образами художницы предоставляет акварель из собрания Радищевского музея, выполненная в 1899 году. На ней изображены милые детки в старинной обстановке: мальчик старательно выводит буквы пером на свитке, который длинным полотнищем свешивается со стола. Рядом чернильница и большая сургучная печать. Позади девочка умиленно следит за его стараниями.

В открытке «Делу время, потехе час!», напечатанной издательством И.С. Лапина в Париже в 1907 году, те же персонажи более развернуто иллюстрируют поговорку: девочка подает стопу на блюдце маленькому боярину, намекая, что пришло время оставить дела. По сравнению с акварелью здесь древние наряды выглядят роскошнее. У мальчика на кафтане высокий «козырь»-воротник. Девочка, перемещенная на первый план, одета в парчовый летник и вышитый кокошник с жемчужной поднизью.

Очевидна параллель между нашим рисунком и открыткой-иллюстрацией, созданной Бем к рассказу А.П. Чехова «Ванька» (1904, Издательство Общины св. Евгении)[2]. Позы «боярина» на акварели и Ваньки на открытке совершенно одинаковы. Художнице точно удалось передать положение ребенка, которому не хватает роста, поэтому он практически лежит на столе. Пока трудно сказать, какой из пишущих мальчиков появился раньше, но удачно найденную позу Бем использовала в нескольких произведениях.

Вероятно, и сама акварель из собрания Радищевского музея является эскизом к открытке. Это предположение основывается не только на близости образов в выше перечисленных произведениях. Во-первых, с почтовой карточкой её роднит универсальный размер 14 х 9 см. Во-вторых, композиция строится с учетом специфических особенностей открыточного жанра. Художница удачно нашла место для надписи, обыгрывая сюжет картинки. Свободное пространство для послания расположено слева на выбеленной части стены, к которой прислонилась маленькая боярышня.

«Русский стиль», охватывающий значительный пласт отечественного искусства на рубеже XIX-XX веков, выражается в творчестве Е.М. Бем не только в изображении детишек в старинных русских одеяниях. Характерным образцом творческой переработки форм народного искусства является оформление акварели из Радищевского музея. Она помещена на деревянную резную и раскрашенную доску, стилизованную под лопасть прялки. Многие станковые произведения художницы, в том числе и эскизы к открыткам, оформлялись в рамы с использованием дерева, стекла и металла по её рисункам, составляя единый художественный объект. Например, богатырская тема оригинала к открытке «Кто кого согнет, тот того и побьет» (1908, издательство Общины св. Евгении) поддержана рамкой из стекла, имитирующего металлические накладки (1907, ГРМ).

Такие вещицы экспонировались на выставках и были востребованы в качестве подарков, прекрасно вписываясь в интерьер. Замечательным подарком от автора Радищевскому музею была резная расписная «лопасть» с акварелью «Делу время, потехе час!», преподнесённая в 1899 году.



[1]Мозохина Н. А. К вопросу об истоках образного мира Елизаветы Бем (на примере открытых писем художницы) // Альманах современной науки и образования. Тамбов, 2009. № 1 (20): в 2-х ч. Ч. II. C. 115-118 / www.gramota.net/materials/1/2009/1-2/41.html

[2] Эскиз к открытке «Ванька» находится в собрании Государственной Третьяковской галереи (бумага, акварель, белила 16,5х10,7).


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений