10.03.2016
Автор:  Красноперова Лидия Петровна

  • Мюллер Ш.Л. "Девушка с тамбурином"

Автор этой привлекательной картины - французский художник Шарль Луи Мюллер, имя которого сейчас почти забыто. В своё время он был знаменит.

Шарль Луи Мюллер - парижанин. Годы его жизни: 1815-1892. Шестнадцатилетним юношей Шарль поступил в Парижскую Школу изящных искусств. Одним из его учителей был Ж.А. Гро, любимец Наполеона, автор знаменитого портрета Бонапарта на Аркольском мосту из собрания Эрмитажа.

По окончании ученья Шарль Луи не знал ещё, какие темы в живописи могут принести ему успех. У него хорошо получались зарисовки из современного быта и исторические картины. Судьба художника решилась на выставке Салона 1841 года, где он показал картину на сюжет из римской истории:«Прогулка Гелиогабала» (императора везут по Риму нагие женщины). С этого времени художник искал для своих работ потрясающие, драматические сцены из истории, облекая их в эффектную театральную форму и придавал им порою преувеличенную выразительность. Вот названия некоторых из них: «Сумасшествие короля Лира» «Леди Макбет». Героиней нескольких картин становится Мария-Антуанетта - королева Франции, казнённая во время Великой французской революции: «Мария-Антуанетта в дни счастья в Трианоне», «Мария-Антуанетта-узница в Консьержери».

«Девушка с тамбурином» из собрания Радищевского музея - оригинальное произведение Шарля Луи Мюллера, имеющее авторскую подпись в нижней правой части. Картина эта хранит несколько загадок. Например, почему работа художника, ни разу не упомянутого основателем Радищевского музея А.П. Боголюбовым среди своих знакомых, оказалась в его коллекции? Мы не располагаем данными для ответа на этот вопрос. Ш.Л. Мюллер был академиком живописи Парижской академии изящных искусств, кавалером ордена Почётного Легиона. А.П. Боголюбов тоже был награждён орденом Почётного Легиона и имел знакомых в среде французских академиков, но о его дружбе с Ш. Мюллером ничего не известно.

Сюжет картины также вызывает вопросы. Возможно, художник хотел представить экзотический мотив: « Цыганка с тамбурином». Девушка приостановилась у дерева, может быть, отдыхая после пляски. Сюжеты из жизни цыган были востребованы парижской публикой, посещающей выставки Салонов. Но посмотрите на богатое платье, изнеженную кожу, капризное и требовательное выражение лица, холёные руки... Девушка, позировавшая художнику, мало похожа на цыганку.

Не является ли эта картина портретом конкретной личности? Это вполне возможно, потому что Ш.Л. Мюллер писал и портреты. Черты лица девушки - очень индивидуальны.

А.П. Боголюбов не оставил никаких пояснений относительно этой картины. Обо всём мы должны догадываться сами, внимательно рассматривая изображение.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений