25.07.2016
Автор:  Бужинская Лариса Иосифовна

16.08.2016  —  30.10.2016
 

На выставке «Магия эстампа» экспонируются графические произведения эпохи Модерна на страницах старинных немецких, английских и французских журналов конца XIX – начала XX веков: «Искусство», «Искусство и художник», «Немецкое искусство и декорация», «Студио». Французский журнал «Современный эстамп», в котором парижские издатели «Шампенуа» публиковали работы именитых и малоизвестных художников в воспроизведении цветной оригинальной литографии, представлен вниманию публики отдельными оттисками. Благодаря этим удивительным эстампам можно увидеть работы Альфонса Мухи, Ханса Кристиансена, Хойте Вана Хойтемы, Петера Беренса, Гордона Крейга, Уильяма Николсона, Шарля Дудле и многих других. Все работы экспозиции принадлежат собранию Саратовского Радищевского музея и выставляются впервые.

***

Стиль Модерн, получивший широкое распространение в искусстве последних десятилетий XIX и в начале XX века, в короткий срок, пережив периоды становления, расцвета и угасания, затронул искусство всех цивилизованных стран и оставил заметный след в каждой национальной культуре. В 90-е годы XIX века формируется теория стиля Модерн, появляются теоретические работы мастеров этого стиля, тогда же утверждается и его название, в каждой стране свое: Ар Нуво, Югендстиль, Сецессион, Либерти и другие.

В это время произошел своеобразный журнальный бум, в свет выходит целый ряд журналов, довольно схожих между собой, хотя и имеющих ярко выраженные национальные черты. Пошла мода на журналы, появлявшиеся буквально «как грибы после дождя». Пример одного журнала порождал подражания, переходил в соседние национальные школы. Редакции журналов тесно сотрудничали, привлекали для работы мастеров и критиков из других стран. Так на страницах журналов появлялись мнения отечественных и зарубежных историков и писателей, а так же работы художников разных стран. В берлинском журнале «Искусство и художник» читатели увидели обложку работы русского художника Константина Сомова, а в дармштатском журнале «Немецкое искусство и декорация» – иллюстрации с работ голландского мастера Яна Тооропа.

Журналы Модерна сами по себе являлись произведениями искусства. Для их иллюстрирования использовали различные техники печати и оригинальной гравюры, создавались новые рисунки шрифтов и орнаментики. Эстамп (оттиск) объединил различные страны, школы и мастеров стиля Модерн. Свои страницы журналы эпохи Модерна чаще всего посвящали различным видам искусства, публиковали литературные произведения и критические статьи, представляли вниманию публики целые серии иллюстрированных историй.

После появления во Франции в 1891 году «Белого журнала», в Бельгии вышел журнал «Сегодня и завтра», а в 1893 году был основан английский журнал «Студио», просуществовавший под этим названием до 60-х годов XX века и всегда преследовавший своей главной целью – утверждение самых модных эстетических тенденций в искусстве, в частности, стиля – Модерн.

С середины 1890-х началась эра активного развития немецкой художественной журналистики. В 1896 году в Мюнхене выходят два еженедельника «Югенд» и «Симплициссимус», а затем – целая серия немецких журналов, пропагандировавших новый «юный стиль», как называли его в Германии: «Искусство», «Искусство и художник», «Немецкое искусство и декорация». На их страницах появлялись работы Ханса Кристиансена, Хойте Вана Хойтемы, Петера Беренса, прославляя и утверждая новый стиль.

В России, Австрии, Швейцарии или Бельгии журналы Модерна так же связывали свои интересы с искусством как таковым. Постепенно периодические издания становились все более роскошными, в их создании принимали участие самые известные деятели эпохи, такие как Обри Бёрдсли, Пьер Боннар, Макс Клингер, Александр Бенуа, Мария Якунчикова, Чарльз Рени Макинтош. Во Франции это были Анри Тулуз-Лотрек, Морис Дени, Альфонс Муха, Жорж де Фёр. Их работы публиковали многочисленные французские журналы: «Эрмитаж», «Искусство и декорация», «Новое искусство», «Декоративное искусство».

Журнал парижского издательства «Шампенуа» – «Современный эстамп», в течение двух лет, начиная с 1897 года, выпускал ежемесячно по 4 эстампа с работ известных и только открываемых для публики художников Модерна разных стран. Подписчики получали по 4 оригинальных литографии в цвете, в пергаментной бумажной обложке с напечатанными именем художника, названием его работы и отрывком из литературного произведения с подходящим сюжетом. Каждый лист, справа в нижнем углу, был снабжен фирменной маркой издательства – тисненый в круге профиль девушки с непослушными локонами. Марка подтверждала подлинность каждого оттиска, выпущенного издательством «Шампенуа» под серией «Современный эстамп».

Работы четырех художников в выпуске помещались в картонной дизайнерской литографированной обложке Альфонса Мухи, на которой также был изображен один из символов Модерна – девушка со струящимися волосами. В случае с журналом «Современный эстамп» в руке она держит литографскую кисточку. Подписчиков соблазняли еще и двумя листами «премий» в год с работами знаменитых мастеров, например, того же Альфонса Мухи, Эдварда Берн-Джонса, Анри Меньера или Теофила Стейнлена.

Традиция создания оригинальных эстампов для коллекционеров и любителей искусства во Франции существовала давно, от начала создания лубочных картинок и возведения гравюры в ранг самостоятельного произведения искусства. Эпоха Модерна сумела обеспечить потребности желающих иметь недорогие, но красочные и качественные, произведения искусства благодаря удешевлению процесса оттиска «картинки» на бумаге. Подобной практикой занимались издательства Андре Марти, Лойза Дейтеля, выпуская графические произведения в журналах: «Оригинальный эстамп» и «Современный эстамп» с 1893 по 1896 годы. Эту традицию продолжил журнал «Современный эстамп» под редакцией Ш. Масона и Г. Пьяццы, создав с мая 1897 по апрель 1899 годов 24 выпуска с 96 оригинальными цветными литографиями, не считая «премий». За 40 франков подписчики могли получить годовую подписку на издание в Париже, а за 43 франка в любом другом городе. При желании можно было приобрести и отдельные выпуски за 3,50 франка в Париже и 4 франка в другом месте.

Художественная журналистика затронула разные страны. Периодические издания, будучи наиболее демократичными органами, стали активными участниками борьбы за новый стиль, распространителями новых идей, организаторами международного обмена опытом, открывавшими широкой публике достижения нового стиля и, конечно, новые имена художников.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений