Готовимся к выставке «Преподношу Радищевскому музею…»

24.03.2016
Автор:  Красноперова Лидия Петровна

     

У реставраторов Радищевского музея всегда много работы. В настоящее время здесь особенно напряжённо. Идёт подготовка экспонатов для предстоящей выставки, посвящённой памяти саратовского губернатора Михаила Николаевича Галкина-Враского (1834-1916). В апреле исполняется 100 лет со дня его кончины и получения Радищевским музеем его посмертного дара, обширной художественной коллекции.

В работе у реставратора графики Анны Коневцевой - большеформатный рисунок сепией работы Варвары Ивановны Ланской (1790-1845). Называется лист «Аллегория музыки». Это копия с картины Франсуа Лемуана, находящейся в Эрмитаже. Размеры рисунка и картины практически совпадают: 98х82 см. Сложности работы с этим листом обусловлены его крупным размером, техникой рисунка сепией, подразумевающей особую деликатность реставрационных действий и приёмов. Выполненный в первой половине XIX столетия, рисунок постоянно пребывал в запаснике. Он попал к реставратору в неэкспозиционном состоянии, как выражаются специалисты. Бурые пятна по всей поверхности, коробление основы мешали цельности восприятия. В настоящее время основная работа позади.

Рисунки В.И. Ланской — большая редкость. Трудно представить, что эта работа исполнена любителем. Вместе с мужем, С.С. Ланским, министром внутренних дел, Варвара Ивановна брала уроки рисунка у знаменитого О.А. Кипренского. В её литературном салоне в Петербурге бывали А.С. Пушкин и В.А. Жуковский. Известна она своей дружбой с митрополитом московским Филаретом и перепиской с М.А. Волконской. На выставке памяти М.Н. Галкина-Враского зрителей ждёт знакомство с очень интересным произведением.

Каждая вещь, попадающая в умные руки реставратора, большая или маленькая, представляет в работе свои сложности. Ещё один уникальный графический лист, готовится Анной Коневцевой к выставке: «Диплом на звание почётного гражданина города Царицына», исполненный для М.Н. Галкина-Враского в 1877 году неизвестным автором. Художник применял акварель, гуашь, бронзовую краску. На видном месте поставлена сургучная печать городской Управы города Царицына. Реставратору предстояло очистить лист от поверхностных загрязнений, чтобы придать изображению большую свежесть, отчётливость. Особенно важно было достичь этого в изображении пейзажей в нижней части листа. Теперь, когда работа близится к завершению, хорошо видно, что автор нарисовал здесь виды Москвы и Царицына. Особенно интересен не существующий ныне вид старого Царицына. Стали более отчётливыми изображения гербов Саратова (в центре) и девяти уездных городов Саратовской губернии, расположенных по периметру листа.

Этот рисунок представляет не только художественную, но и историческую ценность. Зрители увидят его впервые.

Личный вкус собирателя, ценившего изящную простоту, характеризует каминный экран, принадлежавший М.Н. Галкину-Враскому. Этот предмет также никогда не покидал музейного запасника. Восстановлением тканой основы каминного экрана занята реставратор Людмила Арсланова. Шёлковая ткань от времени пострадала гораздо сильнее, чем деревянная основа, реставрацией которой занимался Евгений Горохов.

Людмиле приходится кропотливо собирать рассыпавшиеся части шёлковой основы. Успеть бы к открытию выставки!

Каминный экран — бытовая вещь, но в данном случае её особенность состоит в том, что на ткань нанесёно масляными красками изображение родового герба Галкиных-Враских. Составляя герб, (двойную фамилию представители рода стали носить с декабря 1870) Михаил Николаевич использовал центральную часть герба старинного польского рода Враских, содержащегося в «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи (Т.VII, С.109) изменив его обрамление и дополнив словами девиза: «AVORUM RESPICE MORES» ( «Уважай обычай предков» или «Уважай своё прошлое»). Каминный экран - вещь сугубо бытового назначения, её оформление свидетельствует о том, что владелец, М.Н. Галкин-Враской, не отделял частную жизнь от общественного служения. 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений