«Красота церковная…» Русское медное литье из собрания Радищевского музея

17.12.2015
Автор:  Ильина Ирина Анатольевна - заведующий сектором

  • «Красота церковная…» Русское медное литье из собрания Радищевского музея
25.12.2015  —  28.02.2016

Памятники медного художественного литья составляют наиболее обширную группу предметов церковного искусства. Многочисленные меднолитые кресты, иконы и складни, давно и прочно завоевавшие народную любовь, только в конце XIX века стали восприниматься как уникальное явление русской художественной культуры.

Первые произведения такого рода христианского искусства вывозились из Византии, потом, чтобы удовлетворить спрос на предметы личного благочестия, налаживается серийное производство в Киеве, затем в Новгороде. В XVI-XVII веках первенство в литье медных образов переходит к Москве и городам Средней Руси. Утвердившееся в русском церковном искусстве в домонгольскую эпоху, литье переживает второе рождение на рубеже XVII и XVIII столетий. В это время изготовление литых икон, складней, разнообразных крестов сделалось достоянием почти исключительно старообрядцев. Распространение литых икон в старообрядчестве объясняется, прежде всего, историческими условиями существования этого религиозного движения. На протяжении двух с половиной столетий старообрядцы жестоко преследовались государственной властью. В условиях постоянного странствования были очень востребованы небольшие литые изделия, позволявшие переносить их на далекие расстояния, или металлические складни, заменявшие целый иконостас. Старообрядчество способствовало большой востребованности меднолитой пластики и появлению у подобных памятников специфических черт и особенностей.

Начало и расцвет старообрядческого производства меднолитых крестов, икон и складней традиционно связывают с Выговскими монастырями и скитами, появившимися на севере России в Олонецком уезде в конце XVII века и ставшими идейным центром старообрядчества беспоповского толка в течение полутора столетий. Именно в этих скитах происходит возрождение древнерусской традиции изготовления литых икон. Выгорецкие мастера добиваются небывалого технического и эстетического совершенства своих изделий. Созданные в Выговской пустыни образки, иконки, складни и кресты из меди вывозились в многочисленные старообрядческие общины по всей территории государства, где становились образцами для повторений и реплик.

В литейной мастерской Выговского старообрядческого общежительства были выработаны совершенно новые типы продукции, которые пользовались самой широкой популярностью вплоть до начала ХХ века. Прежде всего, это «большие праздничные створы» – четырехстворчатый складень с изображением Двунадесятых праздников и сцен прославления икон Богоматери. Помимо этого, на Выге отливались и двустворчатые складни – «двойки», трехстворчатые складни – «тройчатки», некоторые виды больших и малых крестов и огромное количество образков с особо почитаемыми в старообрядческой среде святыми.

Новые иконографические композиции, формы складней, образков и крестов получили развитие в изделиях московских мастерских XVIII-XIX веков. Историю литейного дела Москвы традиционно связывают с Преображенской общиной, ставшей с 1771 года центром старообрядчества беспоповского толка федосеевского согласия. В ее мастерских не только повторяли поморские образцы икон, складней и крестов, но и значительно расширили ассортимент выпускаемой продукции. Произведения московских литейщиков второй половины XIX века, которые отличались изящными орнаментальными деталями и большим количеством эмалей, стали образцами для провинциальных мастерских.

Стилистическим своеобразием обладали изделия подмосковных старообрядческих центров. Гуслицы и Загарье – обширные поселения староверов поповского согласия, находившиеся в юго-восточной части Богородского уезда, поставляли литые иконки и кресты пудами. Гуслицкие мастера создали своеобразную форму складней, напоминающую Царские врата, их излюбленным элементом были «шестокрильцы» — небольшие изображения херувимов, которыми украшались навершия складней и крестов.

Во второй половине XIX века число старообрядческих медниц значительно увеличивается, они появляются в Поволжье, на Урале, в Сибири. Благодаря дешевому сырью уральские меднолитейщики тиражировали в больших количествах образцы, привозимые из Москвы и с Поморья. Трудно охватить все разнообразие медного художественного литья, сформировавшегося к концу столетия, с его иконографическими типами, формами, богатством орнаментации и цветовой гаммой эмалей.

Коллекция русского медного литья Радищевского музея в полной мере отражает многообразие этого вида искусства. В ней представлены как памятники раннего времени - XII-XVI веков, так и изделия «старообрядческого» периода – XVIII-XIX столетий. Формирование коллекции началось уже в первый год существования музея: в 1885 году А.П. Боголюбов преподнес в дар 18 предметов медного литья. Среди дарителей меднолитой пластики можно назвать известного литератора Л.И. Гумилевского, действительного статского советника И.И. Августиновича и его супруги, хранителя музея Саратовской ученой архивной комиссии Б.В. Зайковского. Много изделий было приобретено в последние десятилетия ХХ века. Изучение и атрибуция отдельных произведений собрания продолжается до сих пор, большая работа была проделана во время подготовки выставки, совместно с известным коллекционером и исследователем русского литья – отцом Михаилом Воробьевым, настоятелем вольского храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 


0
алексей терехин
Одним из лучших В России старообрядческих  центров  медного литья находился в Черемшанском скиту. Мастерская медного литья располагалась в селе Подлесном,под Хвалынском. Подлесное, входило в состав Черемшанского монастыря.
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений