В Радищевском музее прошёл фестиваль «Прикосновение к Радуге»

13.10.2015
Автор:  Зайченко Екатерина Анатольевна - заведующий Центром музейной педагогики

  • В Радищевском музее прошёл фестиваль «Прикосновение к Радуге»
           

1. Торжественное открытие

Уже много лет Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева ведет комплексную музейно-педагогическую программу для детей с различными социальными и физическими возможностями, получившую название «Прикосновение к Радуге». С 2010 года ежегодно в музее проходит одноимённый региональный фестиваль творчества. В 2015 году этот яркий детский праздник состоялся в самый разгар ласкового и теплого бабьего лета и прошёл в рамках мероприятий, посвященных 130-летию Радищевского музея. Его главными участниками стали более ста школьников из различных школ, художественных студий и общественных благотворительных организаций нашего города.

В работе фестиваля приняли участие:

ГКС(К)ОУ Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №1 VIII вида г. Саратова»;

ГКС(К)ОУ Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VIII вида г. Cаратова»;

ГБС(К) Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида г. Саратова»;

ГБС(К)ОУ Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 первого вида г. Энгельса»;

ГБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 VI вида г. Cаратова»;

ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «С(К)ШИ № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида г. Саратова»;

Православный центр комплексной поддержки семей, воспитывающих детей с нарушениями развития «Радость моя»;

Общественное объединение родителей детей аутистов и детей с РАС «Ключик Надежды».

Солнечным утром 16 сентября состоялось открытие на площади перед зданием музея, где собрались учащиеся и педагоги общеобразовательных и коррекционных учреждений Саратова и Саратовской области, художники, сотрудники музеев и журналисты. Торжественную церемонию вела заместитель генерального директора по образовательной и научно-просветительской работе Радищевского музея Галактионова Елена Валериевна. Ребят приветствовали и пожелали успехов в творчестве уважаемые гости фестиваля: генеральный директор Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева Тамара Викторовна Гродскова, министр культуры Саратовской области Светлана Владимировна Краснощекова, заместитель министра образования Саратовской области – начальник управления специального образования и защиты прав несовершеннолетних Наталья Васильевна Жуковская, региональный руководитель проекта «Единая страна» партии «Единая Россия» Артур Витальевич Милованов, председатель совета общественных организаций по защите прав пациентов при Общественной палате Саратовской области Татьяна Михайловна Топилина.

После приветствий в небо были выпушены шарики всех цветов радуги, что ознаменовало начало работы фестиваля.

2. Название

Почему фестиваль и вся музейная программа для детей с особыми потребностями называется «Прикосновение к Радуге»?

Во-первых, радуга – это волшебный мост между небом и землёй, и прикосновение к ней означает прикосновение к чему-то прекрасному, волшебному, божественному.

Во-вторых, радуга – это знамение завета между Богом и людьми, это символ мира, согласия и прощения. Прикасаясь к радуге, мы, все такие разные, присоединяемся к этому договору и обещаем жить в мире, дружбе, любви, во взаимопомощи и принимать друг друга такими как есть.

В-третьих, семь цветов радуги, объединяясь, превращаются в белый свет, который освещает наш мир. Так же и люди, очень не похожие друг на друга, объединяясь, помогая и идя навстречу друг другу, делают этот мир светлее и радостнее.

3. События фестиваля

В программу фестиваля были включены интерактивные программы на музейной экспозиции, мастер-классы и театрализованные экскурсии.

Ребята совершили путешествие по залам музея, отгадывая загадки и выполняя забавные познавательные задания вместе с необычным персонажем театрализованной экскурсии – любознательной девочкой, которая очень любит рисовать, по имени Акварелька.

На мастер-классах участники фестиваля лепили, рисовали, побывали на пленэре, в мастерских художников встретились и пообщались с настоящими художниками, которые и проводили эти мастер-классы: с Народным художником России, почетным гражданином Саратова и Саратовской области Анатолием Васильевичем Учаевым, заслуженным художником РФ, член-корреспондент РАХ Андреем Александровичем Щербаковым, самобытными художниками Александром Гнутовым и Романом Кириным.

В рамках фестиваля для музейных педагогов, преподавателей детских художественных школ, детских школ искусств и изостудий, педагогов-психологов, педагогов общеобразовательных и коррекционных школ прошла научно-практическая конференция «Арт-терапия в свете интеграции в общество детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями».

4. Торжественное закрытие

Закрытие состоялось перед историческим зданием музея рядом с памятником Александру Николаевичу Радищеву. Звучала музыка. Ребята исполнили несколько песен. Всем участникам фестиваля были вручены дипломы. А затем состоялся мини-перформанс – из рисунков, созданных детьми на мастер-классах, был сложен коллаж-посвящение к 130-летию музея, на фоне которого мы сделали общие большие фотографии.

5. Послесловие

Наш фестиваль длился всего три дня. Но они были насыщены событиями, эмоциями, наполнены общением и позитивом. Ребята, участвовавшие в нашем фестивале, одарили нас своим доверием, добротой, желанием сотворчества. Они были открыты к нам. Мы старались сделать для них праздник, но они сами стали нашим праздником, благодаря своей искренности, любознательности, старательности.

Самой важной задачей музейно-образовательной программы «Прикосновение к Радуге» является помощь в социализации и интеграции детей с особыми потребностями в наш непростой мир. Общаясь с ними, не просто сталкиваясь на улице, а занимаясь вместе с ними творчеством или каким-либо одним делом, пытаясь дать им что-то полезное, порадовать чем-то, в какой-то момент понимаешь, что они дают тебе в ответ много больше. Не знаю, может нам просто повезло, и нам повстречались такие замечательные дети, но было так жаль с ними расставаться, что на церемонии закрытия у нас всех сжимались сердца.

Конечно, и мы, и ребята, и учителя очень хотим продолжить наше сотрудничество, хотим, чтобы они приходили к нам в музей, нам есть, что показать, рассказать и чему научить, а они с радостью и благодарностью примут это. Но, к сожалению, существуют ещё препятствия «на пути в музей». Прежде всего, это вопрос транспорта – как доставить класс, организованную группу детей в музей на занятие. За редким исключением, ни у одного образовательного учреждения нет своего транспорта для перевозки детей. У музея тоже. И каждый раз оплачивать автобус – накладно. Нельзя сказать, что проблема неразрешима, но пока, весьма актуальна и не только для коррекционных школ-интернатов, но и для обычных общеобразовательных школ. Так же на повестке дня стоит вопрос организации доступной среды для людей с особыми потребностями в музее, но впрочем, и не только в музее. Это два самых крупных вопроса в этой сфере. Но их, как и множество более мелких можно решить с помощью спонсоров. Нам повезло и у нашего фестиваля есть преданный друг, наш постоянный партнёр генеральный спонсор ПАО «Северсталь – Сортовой завод Балаково». Мы очень благодарны за помощь в проведении фестиваля.

______________

Фестиваль творчества детей с различными социальными и физическими возможностями «Прикосновение к Радуге – 2015» и научно-практическую конференцию «Арт-терапия в свете интеграции в общество детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями» подготовили и провели сотрудники Центра музейной педагогики в содружестве с Научно-просветительским отделом и под руководством заместителя генерального директора по образовательной и научно-просветительской работе Радищевского музея Галактионовой Елены Валериевны.

Жизнь прекрасна и удивительна. Надо лишь научиться видеть и чувствовать это. Надо найти внутри себя солнышко и суметь поделиться им с другими. Именно эту задачу ставит перед собой Центр музейной педагогики, занимаясь с детьми творчеством и знакомя их с прекраснейшими произведениями изобразительного искусства. Мы рады всем, кто приходит к нам с открытым сердцем, и желанием трудиться и творить.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений