«У Боголюбова в Париже». Выставка к 190-летию художника

18.09.2014
Автор:  Боровская Марина Игоревна - заместитель генерального директора по научной и экспозиционно-выставочной работе

  • «У Боголюбова в Париже». Выставка к 190-летию художника
25.09.2014  —  07.12.2014
 ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

25 сентября 2014 года открывается выставка «У Боголюбова в Париже», которая посвящена жизни и творчеству русских мастеров в столице Франции в 1870–1890-х годах. На выставке экспонируются произведения основателя Радищевского музея Алексея Петровича Боголюбова, художников И.Е. Репина, В.Д. Поленова, К.Е. Маковского, А.А. Харламова, А.К. Беггрова, И.П. Похитонова, К.А. Савицкого, Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, скульптора М.М. Антокольского и других из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова, Центрального военно-морского музея и Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева.

А.П. Боголюбов (1824–1896) был известным художником-пейзажистом и баталистом. В молодости он учился в Морском кадетском корпусе, служил во флоте, затем поступил в Академию художеств, блестяще закончил ее и несколько лет совершенствовался за границей. Позднее он получил признание как живописец и график. С середины 1850-х Боголюбов часто бывал во Франции и подолгу жил там, а с 1874 года из-за серьезной болезни большую часть времени стал проводить в Париже, летом часто приезжая на родину. Русские мастера стали собираться по вторникам и в парижской мастерской А.П. Боголюбова, который как профессор Санкт-Петербургской Академии художеств был попечителем находившихся за границей ее пенсионеров. Он знакомил молодых художников с французским искусством, доставал выгодные заказы, помогал устраивать выставки. Боголюбов оказал влияние на многих молодых русских живописцев, находившихся в те годы во Франции. Харламов, Репин и другие русские художники с успехом выставляли свои работы на выставках Парижского Салона.

Часто посещали боголюбовские вечера литературный критик П.В. Анненков и писатель А.К. Толстой, а также И.С. Тургенев, который нередко читал здесь свои произведения.

В 1875 г. на боголюбовских «вторниках» возникла идея устроить керамическую мастерскую в Париже, где смогли бы работать русские художники. Она стала работать в доме художника и владельца фабрики по росписи керамики Франсуа Жилло на Рю Фенелон, 9.

Особое место в жизни находившихся во Франции русских художников занимал Вёль – маленький городок на северо-западе Франции, в Нормандии, который был местом, особо любимым художниками Европы. Познакомил русских мастеров с этим уголком Франции Боголюбов, побывавший здесь впервые, видимо, еще во время пенсионерской поездки в середине 1850-х годов. Он приезжал сюда из Парижа во время франко-прусской войны и в августе 1870 года писать этюды вместе с художниками А.А. Харламовым, К.Ф. Гуном и А.К. Лавеццари. Особенно часто посещали в летнее время Вёль русские мастера в середине 1870-х годов.

Начавшиеся с этого времени дружеские отношения Боголюбова со многими из этих молодых мастеров продолжались в течение долгих лет. Не остались в стороне русские художники и от главного дела жизни Боголюбова. Большая их часть поддержала его идею создания Радищевского музея в Саратове, подарив Боголюбову свои произведения.

10 декабря (28 ноября) 1877 года в Париже по инициативе Боголюбова было основано «Общество взаимного вспомоществования русских художников». Председателем общества стал Боголюбов, секретарем – И.С. Тургенев, членами-учредителями – скульптор М.М. Антокольский, художники А.К. Беггров, А.А. Харламов, И.П. Похитонов, банкир Г.О. Гинцбург, коллекционер А.Ф. Онегин (Отто) и другие. Первым президентом общества был русский посол в Париже князь Н. А.Орлов, а высочайшим покровителем – Наследник Цесаревич Александр Александрович. Общество выдавало ссуды и пособия нуждающимся художникам, проводило рисовальные вечера, на которых позировали модели, предоставляло бесплатно мастерскую, организовывало работу художников в музеях и оказывало помощь учащимся. На вечерах Общества, как и на боголюбовских «вторниках», нередко читал свои произведения И.С. Тургенев.

Руководимый А.П. Боголюбовым кружок русских художников в Париже не только объединял живших вдали от родины художников, но и создавал им условия для работы. Тем самым он способствовал развитию русского искусства. Недаром скульптор М.М. Антокольский так отзывался о нем: «Интересы этого кружка были не парижские, а русские вообще». 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений