Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

В.В. Коновалов. Татарчонок. 1897. Выставка одной картины

28.09.2017
Автор:  Яфарова Ирина Ринатовна

  • В.В. Коновалов. Татарчонок. 1897. Выставка одной картины
28.09.2017  —  29.10.2017

К 120-летию Боголюбовского рисовального училища

В 1882 году известный художник, общественный деятель Алексей Боголюбов представил императору Александру III план будущего Радищевского музея, который задумал как «единое целое с рисовальной школой, ориентированной на подготовку специалистов для художественной промышленности». Государь одобрил чертежи, и некоторое время спустя в Саратове на Театральной площади началось строительство первого в России общедоступного музея.

В том же году девятнадцатилетний живописец, уроженец Петербурга, недавний выпускник Императорской Академии художеств Василий Коновалов (1863–1908) получил предложение Министерства Народного Просвещения занять вакантную должность учителя рисования в саратовском Александро-Мариинском реальном училище. Неизвестно, по какой причине молодой художник выбрал именно Саратов, однако последующие 20 лет – практически вся дальнейшая жизнь – были неразрывно с ним связаны.

За короткое время Коновалову удалось сплотить вокруг себя творческую молодёжь, организовать студию живописи. В 1898 году он начал преподавать в Боголюбовском рисовальном училище – той самой «школе», о которой так мечтал основатель Радищевского музея. Коновалов стал настоящим кумиром учеников: не пытался сломить, перестроить юные дарования на собственный лад, напротив, с пониманием относился к особенностям их художественного видения, реформировал сухую учебную программу. Обаятельный человек и талантливый живописец, он умел найти правильный подход ко всем своим воспитанникам: снедаемый внутренними противоречиями, но внешне жизнерадостный, заражал других оптимизмом, и главное – был по-настоящему хорошим педагогом, профессионалом своего дела.

К сожалению, за пределами Саратова мастер был не столь известен. Несколько раз Коновалов принимал участие в выставках Товарищества передвижников, где его заметил известный критик Владимир Стасов. В лучших картинах художника – «Нашли» (1891, СГХМ им. А.Н. Радищева), «Печальные вести» (1894), «К венцу» (1896) – отразились его поиски жизненной правды, глубокий трагизм мироощущения и, вместе с тем, строгая приверженность реализму.

На фоне «мрачных» по сюжету и сдержанных по колориту произведений мастера выделяется этюд «Татарчонок», исполненный в 1897 году. В его основе – игра контрастов, холодных и тёплых оттенков цвета. За внешней лёгкостью, кажущейся небрежностью мазка скрывается сложная работа, тщательное изучение натуры. «Солнечная, мажорная цветовая гамма» этюда выявляет импрессионистические увлечения художника, вне всякого сомнения, он написан под влиянием Виктора Борисова-Мусатова – знаменитого живописца, ученика Коновалова.

«Татарчонок» – одно из немногих произведений автора, сохранившихся в Саратове. В 1906 году мастер навсегда покинул город, в 1908 – скончался в Екатеринбурге. В память о художнике в газете «Саратовский листок» была опубликована небольшая статья, автор которой замечал: «…лучшего преподавателя рисования и живописи у нас не было и нет… <Коновалов> остался глубоким реалистом, не отрываясь от традиций старого передвижничества… Хочется, чтобы саратовцы воздали должное его памяти…»


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры