С. Ю. Жуковский. «Весенний бурлящий ручей». Выставка одной картины

03.04.2015
  • Жуковский "Весенний бурлящий ручей"
06.04.2015  —  05.05.2015

Рубеж XIX – XX столетий в России был отмечен расцветом пейзажного жанра. Пейзажи численно преобладали на художественных выставках, регулярно воспроизводились в журналах по искусству, охотно приобретались коллекционерами и часто становились предметом обсуждения в печати. В это время повсеместно утверждается особая значимость пейзажа, как наиболее поэтичного живописного жанра, способного раскрыть разнообразные оттенки чувств и нюансы переживаний человеческой души.

На заре XX века появляется целая плеяда замечательных мастеров пейзажной живописи, среди которых особое место принадлежит Станиславу Юлиановичу Жуковскому(1873-1944). Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, С.Ю. Жуковский в своем понимании природы был особенно близок И.И. Левитану, которого считал своим учителем. В своих произведениях он сумел объединить тонкий левитановский лиризм с импрессионистическим вѝдением и смелой живописной манерой. Пейзажные произведения Жуковского удивительно точно передают состояние воздушной среды и особенности освещения в разные сезоны и время суток. «Жуковский – художник, соединяющий необычайно добросовестное, упорное изучение всех тончайших оттенков и тонов в излюбленном им мотиве с очень сильным поэтическим чувством», – отмечала критика в одном из обзоров передвижных выставок.

С.Ю. Жуковский принимал участие в деятельности различных творческих объединений: Товарищества передвижников, «Союза русских художников», «Мира искусства». Его картины неоднократно отмечались наградами на российских и международных выставках и имели большой спрос среди ценителей искусства.

Современники называли Жуковского певцом русских усадеб – он писал интерьеры, виды и окрестности старых дворянских гнезд в Островках, Брасово, Абрамцеве. Художник любил время ранней весны и создал множество работ, посвященных пробуждению природы от зимнего сна. Мотив тающего снега, освобожденной от ледового покрова водной глади и хмурого весеннего неба неоднократно варьировался Жуковским в картинах «Весенняя вода», «Приближение весны», «Журчание весеннего ручья» и других.

Среди лучших произведений этой серии – картина «Весенний бурлящий ручей», приобретенная Радищевским музеем в 1915 г. у автора.

Почти все пространство полотна занимает стремительно мчащийся водный поток в обрамлении покатых берегов с кромками подтаявшего снега и лесными зарослями на горизонте. В темном зеркале бегущей воды расплывчато отражаются силуэты деревьев, по поверхности водной глади несутся мелкие ледяные крошки. Красочная палитра пейзажа довольно сдержанна и скупа, однако контрастное противопоставление белизны оплывающих от весеннего тепла сугробов и глубокого темного тона водных масс усиливают его выразительное звучание. Ощущение постоянной изменчивости, неустойчивости и вместе с тем реалистичности весенней природы, словно напоенной лесным воздухом, прохладным и свежим, создает сама живописная манера художника. Фактурная красочная кладка на переднем плане передает цвет недавно освободившейся от снежного покрова лесной почвы с островками прелой травы. Вихреобразные мазки на поверхности воды усиливают впечатление мощной энергии движения.

Этот пейзаж был создан С.Ю. Жуковским в период его наивысшего творческого подъема и признания. Дальнейшая жизнь художника сложилась трагически. В 1920-е он эмигрировал в Польшу, а в 1944 г. погиб в одном из фашистских концентрационных лагерей. Множество работ, созданных им за время жизни в России, составляют гордость российской пейзажной школы. Умение вчувствоваться в состояние природной среды и уловить тончайшие ее оттенки было особенностью многогранного творческого дара мастера. В картине «Весенний бурлящий ручей» художнику удалось создать возвышенный образ русской природы и одновременно отобразить переменчивый характер ранней весны.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений