Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Европейский рисунок XVI –XVIII веков Из цикла «Графический альбом Радищевского музея»

31.01.2019
Автор:  Боровская Марина Игоревна - заместитель генерального директора по научной и экспозиционно-выставочной работе

29.01.2019  —  04.04.2019
Экспозиция посвящена одной из уникальных и малоизвестных музейных коллекций. По сравнению с другими обширными разделами собрания фонд европейского рисунка невелик: он насчитывает около 150 работ. Охватывая широкий хронологический диапазон – с XVI до XX века включительно, он представляет произведения мастеров разных эпох и европейских школ, ряда стилевых направлений.

Зал, посвящённый рисунку старых мастеров, включает произведения большинства ведущих европейских школ – немецкой, итальянской, французской, голландской, фламандской. «Ядро» этой коллекции составляют 12 листов из собрания графов Орловых-Давыдовых (поступление 1922 года), большинство из которых включено в экспозицию. Основатель коллекции граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов (1809–1882) – писатель, почётный член Академии наук, действительный статский советник, покровитель многих русских художников за границей. В 1830–е годы им было предпринято путешествие по Италии, что объясняет преобладание среди поступивших из этой коллекции графических работ рисунков итальянской школы. Динамичный и раскрепощённый по манере лист с изображением «Святого Себастьяна» принадлежит Лодовико Карди – мастеру широчайшего профессионального кругозора в духе эпохи Ренессанса: он был живописцем и рисовальщиком, а также скульптором, архитектором, поэтом и музыкантом. Авторство тонкого и вместе с тем энергичного рисунка «Солдатский привал» в разное время связывалось специалистами с именами великих Сальватора Розы и Франсуа Буше.

Настоящий шедевр музейного собрания – лист «Танец» Джованни Доменико Тьеполо. Этот выдающийся венецианский живописец, рисовальщик и гравёр оставил многочисленные рисунки, отличающиеся особой, полной юмора, авторской интонацией. Из той же коллекции происходят рисунок «Братья узнают Иосифа» талантливого генуэзского рисовальщика Карло Альберто Баратта. Высокого качества зарисовкой с несохранившегося фрескового фриза Полидоро да Караваджо является лист «Сабиняне, отправляющиеся на игры к римлянам».

Итальянская почва была крайне благодатной для творчества французских мастеров XVIII века, таких как Шарль-Жозеф Натуар. Этого художника, известного своими многочисленными, совместными с Ф. Буше, декоративными росписями и эскизами шпалер, в одном из циклов привлёк восточный колорит истории египетской царицы Клеопатры («Цезарь возвращает Клеопатре корону Египта»). Увлечённость итальянским искусством прочитывается в рисунке «Вакханалия» французского художника Пьера Лелю, ученика Франсуа Буше.

Немецкий рисунок в собрании Орловых-Давыдовых представлен работой аугсбургского мастера Иоганна Матиаса Кагера «Мадонна с младенцем во славе», выполненной в традициях ранних канонических композиций, и листом «Ангел-хранитель», христианский сюжет которого получил широкую интерпретацию в европейском искусстве.

Из знаменитого собрания историка искусства и археолога Адриана Викторовича Прахова (1846–1916) происходят превосходные рисунки, поступившие в 1966 от его потомков: «Моление о чаше», артистичная манера которого, сочетающая пластическую и светотеневую разработку формы, позволяет традиционно связывать его с итальянской школой, а также «Жанровая сцена» фламандского живописца Теобальда Мишо, работавшего в духе голландских мастеров XVII века.

Отдельную группу составляют экспонаты, поступившие в 1924 году из музея при историко-филологическом факультете Саратовского университета. Из них высокое качество исполнения привлекает в подготовительном рисунке «Изгнание из рая» Пьетро да Кортона, одного из создателей барочного стиля в живописи, а также каллиграфическом жанровом листе голландской школы «Селение на берегу».

Экспозицию рисунка старых мастеров завершает монументальный эскиз Вильгельма Каульбаха «Притча о злом рабе» на евангельский сюжет, повествующий о должнике, прощённом своим господином, но не прощающем должника своего (собрание А.А. Журавлёва, поступление 1896 года). Работа немецкого академического живописца XIX века, тяготевшего к неоренессансу, характеризуется классицистической ясностью композиции и безупречным рисунком, позволяющими рассматривать его в ряду исторических предшественников.

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"