«А.П. Боголюбов и его время» Русская и европейская оригинальная графика из собрания основателя музея

23.04.2018
Автор:  Боровская Марина Игоревна - заместитель генерального директора по научной и экспозиционно-выставочной работе

В экспозиции из цикла «Графический альбом Радищевского музея» представлен один из лучших разделов музейного собрания – акварели и рисунки второй половины XIX века, поступившие от основателя музея А.П. Боголюбова (1824–1896).

В состав боголюбовского собрания графики входят примерно 400 акварелей, рисунков и гравюр русских и зарубежных авторов. Оригинальная графика русских художников – одна из её самых интересных и цельных частей. В ней заметно преобладают работы его современников, особенно тех, с кем его связывало личное знакомство, нередко и многолетняя дружба. Многие листы сопровождены авторскими посвящениями, запечатлевшими уважительный или тёплый характер отношений.

Именно разнообразием боголюбовских контактов, простиравшихся от придворных до самых демократичных кругов, охватывавших не только русское, но и европейское, в первую очередь, французское общество, следует объяснить несколько разнородный характер собранного им художественного материала. Тем не менее большинство листов из его собрания обладает по-настоящему высоким качеством и отражает многие явления, характерные для искусства того времени. К безусловным достоинствам этой коллекции следует отнести широту жанрового диапазона, включающего пейзаж во многих его разновидностях, портрет, исторический и бытовой жанр.

Произведения «столпов» Императорской Академии художеств Ф.А. Бруни («Христос и грешница»), профессора ещё во времена учёбы Боголюбова, В.П. Верещагина («Фолиньо близ Рима»), К.Ф. Гуна («Анна Пророчица»), соседствуют с работами художников демократического лагеря – Ф.А. Васильева («Крым. Ялта»), Н.Д. Дмитриева-Оренбургского («Чай помещика в роще») и других, произведения профессионалов – с работами художников-любителей, таких, как В.В. Шереметев («Фиакр ночью») или Р.Ф. Роман («Цветы»), графика однокурсника по Академии художеств, многолетнего друга и щедрого дарителя Радищевского музея Ф.А. Бронникова («Вид города Нюрнберга») – с акварелями одного из боголюбовских учеников А.К. Беггрова («На палубе фрегата «Светлана»», «Рынок в Венеции на мосту Риальто»).

Акварель – самая изысканная рисовальная техника, сочетающая в себе графическое и живописное начала, занимает в экспозиции большое место. Спустя десятилетие после образования эпохального Товарищества передвижников возникло Общество русских акварелистов, призванное популяризировать эту технику. В деятельности объединения принимало участие около ста мастеров, в том числе и А.П. Боголюбов. Из его коллекции происходят многие работы виртуозов-акварелистов – Ф.А. Васильева, А.К. Беггрова, М.Я. Виллие, К.К. Кольмана, А.К. Лавеццари, Э.К. Липгарта, К.Е. и Н.Е. Маковских, И.П. Прянишникова, А.А. Харламова.

Благодаря Боголюбову музей обладает группой редких рисунков европейских мастеров XIX века. За исключением работ дюссельдорфца О. Ахенбаха («Жатва», «Пейзаж») и акварелей польского мастера П. Шиндлера («Дама в розовом»), все остальные принадлежат художникам французской школы. Наиболее значимы имена К. Коро («Дождь»), Э. Изабе («Марина» знаменитого художника, высоко ценимого Боголюбовым, которая была поджарена ему в связи с 50-летием творческой деятельности), Т. Гюдена («Конвой Его Величества», выполненный во время привала царского конвоя в Красном Селе под Петербургом, где традиционно происходили военные учения и лагерные сборы, с дарственной надписью Боголюбову), Ж.-Л. Жерома («Невольница», подготовительный набросок к картине «Продажа невольницы», по словам самого Боголюбова, «прекрасный рисунок с натуры», сопровожденный дарственной надписью автора), баталиста А. Невиля («Кирасир», с дарственной надписью Боголюбову), Э. Лепуатвена («Рыбак за починкой сети»). Большинство из них следует отнести к числу коллекционных шедевров.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений