Графика. Представляем выставку «Сохраняя и преумножая…»

Автор:  Боровская Марина Игоревна - заместитель генерального директора по научной и экспозиционно-выставочной работе

Графическая коллекция пополнилась примерно 2 200 произведениями, в состав выставки включено около 120 листов. Предпочтение отдано тем экспонатам, которые были отобраны не с музейных выставок, а поступили непосредственно из мастерских художников, от их наследников, из частных коллекций и различных учреждений. То есть тем, что, за редкими исключениями, до сих пор ни разу не экспонировались в музейных залах.

Графика размещена в двух залах первого и второго этажа и в главном пространстве выставки. Экспонаты сгруппированы по хронологии, выделены периоды, существенно пополненные в два последних десятилетия: это отечественная графика первой и второй половины XX века, а также графика начала XXI столетия, фонд которой только формируется.

В современных условиях очень редко приобретаются памятники классического искусства. Подобные поступления всегда оказываются в числе особо ценных. К шедеврам русской классики, бесспорно, могут быть отнесены представленные в витринах рисунки А.П. Боголюбова («Венеция», «Вид Константинополя»), подаренные в 2011 году Николь Ляпин (Франция) – вдовой А.А. Ляпина, внука художника В.Д. Поленова, а также офорты И.И. Шишкина («Затишье», 1885 и «Ульи», 1892).

В аванзале, где собраны особо ценные произведения так называемого «старого искусства» представлена и графика. В работе родоначальника живописной «волжской плеяды» В.Э. Борисова-Мусатова «Двор усадьбы. (Вид с террасы) », 1902, возможно, запечатлён саратовский флигель и сад художника. Эффектный «Женский портрет» (1917) саратовского художника и педагога Ф.М. Корнеева, произведений которого сохранились очень мало, привлечёт не только выразительностью образа, красотой техники пастели и солидной исторической рамой, но и необычной историей поступления. Ещё один «Женский портрет», являющийся экспонатом графической коллекции – тонкая миниатюра работы неизвестного европейского мастера.

В зале второго этажа, где размещена оригинальная и печатная графика конца 1910-х – середины 1940-х, акцентированы 1920-1930-е годы. Первоклассная музейная коллекция этого периода, в последнее время дополнена рядом интересных экспонатов. К наиболее значимым следует отнести работы художников, биографически связанных с Саратовом, которые традиционно находятся в центре музейного собирательства. Это литографии К.А. Клементьевой и Е.В. Егорова, офорты А.И. Кравченко и А.В. Скворцова, а также оригинальная графика П.В. Кузнецова, В.М. Юстицкого, Д.Б. Дарана, Б.П. Боброва. Рядом с ними – рисунки и гравюры ведущих мастеров московской и ленинградской школ: А.В. Шевченко, Г.С. Верейского, С.В. Герасимова, М.И. Доброва, И.И. Нивинского, Е.С. Кругликовой, И.Ф. Рерберга, М.В. Маторина. В этом зале – один из шедевров выставки – линогравюра Б.М. Кустодиева «Весна» (1926), с автографом автора.

Особо интересны листы художников, ранее не представленных в музейном собрании: А.О. Барща, Ф.Ф. Платова, Н.А. Носкович, Г.П. Фитингофа. Круг собранных в этом зале работ позволяет отразить тематическое и жанровое многообразие, характерный и узнаваемый образ искусства той бурной эпохи.

В зале первого этажа рядом со скульптурой и предметами декоративно-прикладного искусства представлена графика второй половины XX века, главным образом 1960-1980-х годов, и начала XXI столетия. Экспозиционный ряд построен на сопоставлении работ саратовских и московских графиков, а также представителей петербургской и владимирской школ: Н.П. Семёновой, А.Т. Крицкого, В.А. Солянова, В.Г. Евграфова, В.Н. Морковина (Саратов), Т.Д. Ковригиной, Д.А. Белоцветова, А.Б. Юмашева (Москва), Г.К. Малыша (Санкт-Петербург), В.И. Рузина (Владимир). Широкий диапазон техник исполнения – акварели, рисунки масляной пастелью, фломастерами, цветные линогравюры, автолитографии, офорты и монотипии – свидетельствует о высоком уровне мастерства графиков нескольких поколений.

Графический раздел выставки демонстрирует самые разные направления музейного коллекционирования, отражающие сложный и многоликий облик искусства XX века и современного художественного процесса. В экспозицию включены работы ранее не представленных в музейном собрании Э.М. Белютина – основателя знаменитой студии «Новая реальность», художника-теоретика, создавшего особый язык символических «модулей», М.А. Кастальской, «монументальная графика» которой, выполненная в уникальной технике, стала одним из знаковых явлений концептуального искусства последних десятилетий (серия «Ограды», 1993), и Б.Ф. Бельского, в чьих мощных цветных шелкографиях суровым языком интерпретируется многоликая жизнь морских кораблей (из серии «Броненосец Потёмкин», 1989).   


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений