Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Изаак Ван Дюйнен (круг) «Рыбы». Выставка одной картины

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • Дюйнен И. "Круг Рыбы".
С 14 мая по 3 июня Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева представляет работу ИзаакаВан Дюйнена (круг) «Рыбы».

Натюрморт с изображением даров моря - рыб, краба, устриц - поступил в Радищевский музей в 1933 году из ГМИИ им. А.С. Пушкина. Ранее он находился в собственности Павла Клавдиевича Жиро, зятя и наследника известного московского парфюмера и коллекционера западноевропейской живописи Генриха Афанасьевича Брокара (1837–1900). Скорее всего, натюрморт «Рыбы» был им приобретен в 1872 в Париже, в составе небольшого собрания мастеров нидерландской школы.

XVII век был «золотым» веком натюрморта. В различных регионах Нидерландов предпочитали его определенные виды, например, в Харлеме любили изображать «завтраки», в Утрехте – цветочные букеты. Рыбные натюрморты чаще писали художники Гааги. Основателем жанра рыбного натюрморта считается Пюттер де Поттер (1597/1601 – 1652/1653). Натюрморт из Радищевского музея с картинами Пюттера сближает простота в организации пространства. Рыба лежит вдоль стола, и вся композиция строится на повторе плавных параллельных линий, благодаря чему возникает единый волнообразный ритм. В ГМИИ им. А.С. Пушкина, откуда картина поступила в 1933 году, она числилась как произведение П. де Поттера. Аналогичные композиции встречаются также у его учеников Изаака ван Дюйнена и у Абрахама ван Бейерена (1620/21-1690). Как показывает надпись на подрамнике, в собрании прежних владельцев эта картина числилась произведением Дюйнена. В настоящее время ее автором считается художник круга Дюйнена, работавший в конце XVII столетия.

Видимо, художник изображает стол в рыбной лавке. На столе – разные сорта рыб. Вся рыба разделана – некоторые тушки выпотрошены, некоторые порезаны на куски. Слева на переднем плане - краб, справа – раскрытые устрицы. В глубине композиции, – медные котелки и кусок ткани. Колорит строится на контрастах. Основной теплый красновато- коричневый фон оживляется серебристо-серым цветом блестящей влажной чешуи и раковин, почти белым брюшком крупной рыбы на первом плане, бледно-розовым тоном краба и камбалы.

Голландия – страна мореплавателей и рыбаков, и популярность «рыбных натюрмортов» кажется вполне понятной. Художник показывает нам дары моря, предлагает полюбоваться теми богатствами, которыми обладает его страна. Однако натюрморты XVII века всегда несут в себе скрытый смысл. Каждый изображенный предмет имеет много значений и может восприниматься в различных, часто противоположных аспектах. Секрет чтения такой картины заключается в расшифровке целой системы символов. Все изображенные предметы имеют очень широкую и разностороннюю символику. Рыба неотделима от символики воды и означает всеобщее обновление природы, часто трактуется как знак чувственности. Но рыба также – раннехристианский символ Евхаристии, и в эпоху Реформации, особенно в Нидерландах, ее часто изображают именно в этом значении. Краб трактовался как знак мудрости и осмотрительности, но также как символ бессмертия и Воскресения. Устрицы нередко олицетворяют блуд и разврат (в жанровых сценах, например, часто показывается угощение устрицами или пустые раковины, разбросанные по полу в публичном доме). Однако в XVII было известно еще одно значение устриц: вскрытая раковина означала душу, готовую покинуть земную оболочку. Раковины в этом случае – символ бренной плоти. Краткости жизни противопоставлялось бессмертие души, а раковины, как и рыбы, становились символом крещения.

В этой картине есть еще одна загадка. Правая ножка стола сделана в виде головы человека, а чуть левее под столом - поднос, на котором лежит одна - единственная рыбка. Они придают картине дополнительный мистический смысл. Эти изображения едва различимы в полумраке, практически сливаются с фоном. Может быть, они записаны художником и проступили с течением времени? Но эти же элементы присутствуют на других «рыбных натюрмортах» XVII века, например, на картине Абрахама Бейерена «Рыбная лавка» (около 1650, 125 х 153 см, Холст, масло) из Дрезденской картинной галереи. Что же хотели сказать этим художники той эпохи? Они из глубины веков словно предлагает нам - зрителям, не знакомыми с традициями их времени, сложную интеллектуальную игру. Вряд ли мы сможем разгадать ее до конца.

При использовании данной публикации ссылка на сайт «Новости Радищевского музея» обязательна

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры