Неизвестный художник XIX века. Инокиня Сусанна с ученицами. Выставка одной картины

Дата мероприятия:  03.12.2013  —  15.01.2014
Открытие:  03.12.2013
Телефон:  26-16-06

Недалеко от набережной Волги рядом с многоэтажной гостиницей «Словакия» стоит знакомая всем саратовцам красно-белая кирпичная арка, остатки Святых врат Владимирской Никольской церкви. И это не единственное строение, сохранившееся от большого комплекса Крестовоздвиженского женского монастыря, занимавшего с многочисленными корпусами келий целый квартал. На углу улиц Лермонтова и Первомайской стоит красное, недавно отреставрированное двухэтажное здание, сыгравшее заметную роль в истории народного просвещения в Саратове. В нём располагалась первая школа для девочек, открытая в 1840 году чаяниями саратовского епископа Иакова.

Попечение о школе было возложено на настоятельницу монастыря игумению Еванфию и послушницу Анну Александровну Рылееву, принявшую постриг под именем инокини Сусанны. Последняя преподавала грамоту, арифметику, чистописание, а желающим и французский язык и была бессменной руководительницей школы до самой смерти.

Групповой портрет «Инокиня Сусанна с ученицами» (около 1840 года) решен неизвестным художником XIX века как жанровая сцена. На фоне шкафов с книгами и тёмной коричневой драпировки изображена женщина в монашеском облачении, рядом – девочки-ученицы. Открыто позирующая фигура инокини Сусанны является композиционным центром портрета. Правой рукой она опирается на книгу, в левой держит маленькую указку, которой остановилась на названии Азбуки: «Выговор букв, принятых в народных училищах». Одна из маленьких учениц в нарядном платье с сумочкой, украшенной бантиками, прилежно отвечает урок, другая водит пальчиком по строчкам, тихо проговаривая буквы. Задумчиво смотрит вдаль юная монахиня, как-будто осмысливая прочитанное: «Ибо Господь даёт благость и земля наша даст плод свой…». Строгая аскетичность интерьера, бесстрастное выражение лица инокини, назидательная демонстративность её жестов, тихая сосредоточенность учениц подчёркивают торжественную значимость события, изображённого на картине.

Набор учебников, среди которых русская и французская азбука, псалтирь, состав учениц на портрете показывают, что в школе при монастыре давали и церковное, и светское образование. В школу принимали «для обучения грамоте, молитвам и

катехизису детей всех сословий». В ней каждый год бесплатно обучалось около ста учениц.

Корпус, в котором разместилось училище и кельи, был выстроен на средства дворян Рылеевых, переехавших в Саратов из Санкт-Петербурга в 1837 году. Отличившийся в боях Отечественной войны против Наполеона, генерал-майор Александр Николаевич Рылеев и его дочь Анна жили замкнуто, сблизившись только с епископом Иаковом. Их заботами при монастыре были построены также богадельня и больница для горожан.

Ещё при жизни отца Анна Александровна приняла решение уйти послушницей в Крестовоздвиженский монастырь. По воспоминаниям современников, в повседневной жизни она «отличалась воздержанностью, не позволяла каких-либо излишеств, а тем паче роскоши». После смерти игуменьи Еванфии сёстры просили её возглавить обитель, но та отказалась. По завещанию Анны Александровны, умершей в 1847 году от холеры, монастырь получил «в вечные времена капитал, с коего монастырю сему представлено использоваться ежегодными процентами на поддержку каменного корпуса, выстроенного ею в сем монастыре для помещения училища».

После революции, предвидя грядущую реквизицию монастырского имущества, игумения Антония передала в музей Саратовской ученой архивной комиссии «мебель и портрет – всего 33 предмета, принадлежавшие одному из родственников декабриста Рылеева и дочери его Сусанне с тем, чтобы в доме № 10, находящимся в распоряжении Архивной комиссии, был устроен уголок имени Рылеева». Уголок создан не был, и вещи Рылеевых были распределены среди разных учреждений Саратова. В 1920-е годы в Радищевский музей был передан мебельный гарнитур красного дерева, кресла, диван и овальный стол которого украшают экспозицию музея и поныне. А также – «Портрет А.Н. Рылеева», написанный в 1827-1828 годах неизвестным живописцем. Хотя, в музейных документах нет никаких данных о времени и источнике поступления картины «Инокиня Сусанна с ученицами», мы можем с достаточной долей уверенности предполагать, что она происходит из имущества семьи Рылеевых.

В 2006 году в здании бывшего училища для девочек была освящена церковь Воздвижения Креста Господня и начал деятельность саратовский епархиальный учебный центр сестер милосердия. На нём установлена мемориальная доска, напоминающая саратовцам о светлом имени инокини Сусанны.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений