Три христианские святыни. Европейская мелкая пластика XIV – XVI веков

Автор:  Щетина Мария Викторовна

12 сентября – 13 октября 2013
Радищевский музей, ул. Радищева, 39
Открытие: 12 сентября
Цены на билеты
тел. 26-16-06

История искусства резьбы из слоновой кости насчитывает более тысячи лет. Одна эпоха сменяла другую, менялись художественные стили и вкусы, но слоновая кость всегда считалась одним из самых дорогих и красивых материалов.

В собрании Радищевского музея находится несколько произведений из этого материала – фрагмент скульптурного Распятия, рельеф на сюжет Страстей Христовых и статуэтка Мадонна с Младенцем. Все они использовались в качестве образов для частного употребления и маленьких дорожных алтарей.

Самая ранняя из этих трех работ – рельеф «Распятие с предстоящими», была исполнена в XIV веке. В костяных рельефах того времени этот сюжет был одним из самых распространенных и везде дается почти одинаково: в центре – крест с распятым на нем Христом, справа – Святой Иоанн и римский воин Лонгин, уверовавший в Христа, и слева – группа, изображающая Богоматерь, опускающуюся без чувств, которую поддерживают сопровождающие ее святые жены.

Представленный на нашем рельефе образ Спасителя – изнуренная фигура с головой, склоненной на плечо, появился в XI веке («приклонив главу, предал дух». Евангелие от Иоанна. 19:30). Терновый венец на голове Христа в сцене Распятия начали изображать позднее – с середины XIII века, когда Людовик IX, король Франции, вернулся из крестового похода на Ближний Восток, принеся с собой святые реликвии.

Справа от Христа изображены Дева Мария со Святыми женами.

Слева от Христа изображены двое мужчин. Один из них – Святой Иоанн, – любимый ученик Христа, заботам которого Христос, умирая, вверил Богоматерь. Рядом со св. Иоанном, стоит человек в одежде римского воина. Этого персонажа отождествляют с одним из двух воинов, о которых упоминает Иоанн («Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней. Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Евангелие от Иоанна, 19:33–34).

Центром массового производства изделий из слоновой кости в эпоху готики был Париж. Манерные позы и неестественные улыбки персонажей на нашем рельефе, готические стрельчатые арочки, подчеркивающие разделение общей сцены на отдельные группы близки стилю французских мастеров. В рельефах парижских косторезов впервые появилась и группа Святых жен, поддерживающих Богоматерь. В тоже время, красота, искусность произведений столичных косторезов приводила к тому, что их произведения были желанным приобретением для состоятельных людей не только во Франции, но и в других странах, где местные резчики использовали их как образцы. Поэтому крайне сложно с уверенностью определить страну где был исполнен наш рельеф.

С началом эпохи Великих географических открытий и большим притоком слоновой кости из Индийских колоний, в Европе начинается новый период расцвета искусства резьбы из этого материала.

С индийскими колониями непосредственно связано создание небольшой статуэтки «Мадонна с Младенцем». Она была исполнена в XVI веке на западном побережье Индийского полуострова, в области Гоа. В 1510 году эти земли были завоеваны португальскими конкистадорами под командованием Альфонсу д'Албукерки и превращены в центр всех португальских владений на Востоке.

Для создания католических образов – Распятий, статуэток Мадонны и святых, европейские миссионеры активно привлекали местных резчиков, с древнейших времен славившихся своим искусством в обработке слоновой кости. В свою очередь, индийские косторезы, беря за основу произведение европейского мастера и соблюдая все особенности определенного иконографического типа, привносили в него элементы национальной художественной традиции. Например, сильный изгиб кисти правой руки Мадонны в нашей работе совершенно нетипичен для произведений европейских мастеров, но, напротив, часто встречается в живописи и скульптуре Индии. Манера драпировки плаща вокруг фигуры Мадонны – наброшенный на левое плечо, он на спине опускается наискосок до середины правого бедра и впереди вновь поднимается к левому плечу, больше напоминает индийское сари, нежели европейскую одежду. От европейской скульптурной традиции отличается и сам характер исполнения складок одежд – упорядоченно-параллельных, гибких, но при этом очень жестких, словно гофрированных, также находящих аналогии в традициях индийской скульптуры. И в целом образ Девы Марии в рассматриваемой статуэтке более близок не европейскому, а индийскому канону красоты, согласно которому «красивой принято считать голову яйцевидной формы; шея и руки должны быть похожи на хобот молодого слона, пальцы рук – на бобы, а подбородок – на зерно плода манго».

Особое символическое значение имеет роза в руке Мадонны. Этот цветок в католической традиции связывается прежде всего с Девой Марией, поскольку одним из ее эпитетов является «Роза без шипов», т.е. «Безгрешная». Этот эпитет берет свое начало из легенды, приведенной Святым Амвросием Медиоланским (IV век), согласно которой пока не произошло грехопадение роза росла без шипов.

В XVI веке была исполнено и костяное Распятие (3). Уже ко времени его поступления в музей были утрачены обе руки от предплечий и ноги от бедра у фигуры Христа, а также собственно крест распятия. Однако даже по сохранившемуся фрагменту – спокойной и сдержанной, в меру реалистичной, трактовке туловища, глубоко проникновенным выражением страдания и скорби в лице Христа, можно говорить о высоком мастерстве исполнения.

Для музея эта работа имеет особое значение еще и потому, что она была передана в дар от основателя музея – известного русского художника-пейзажиста Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896). По неоднократным признаниям коллекционера, обращая внимание на картину или скульптуру он руководствовался не ее внешней эффектностью или модными тенденциями в искусстве – такие произведения его чаще всего отталкивали. «Нет, это не то, все чисто [исполнено], – отзывался о таких работах А.П.Боголюбов, – но души и колориту нет. Да и не будет…». Поэтому он стремился приобретать именно те вещи, которые хотя и могли показаться на первый взгляд весьма непримечательными, однако затрагивали и волновали его.

Таким образом, маленькая коллекция произведений косторезного искусства конца XIV–XVII веков в собрании Радищевского музея включает памятники, выполненные достаточно искусными и талантливыми мастерами разных национальных школ. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений