К 170-летию художника Елизаветы Бём. Выставка из собрания Радищевского музея

Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна

С 23 июля по 7 сентября 2013 года Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева и Художественный музей в городе Вольске Саратовской области представляют выставку редких книжных изданий «Образы детства в силуэтах Елизаветы Бём» из собрания Радищевского музея.

Елизавета Меркурьевна Бём (1843-1914) самобытная художница рубежа XIX-XX вв. Основу её творчества составляет детская тема. Жанровые детские сценки, ставшие сюжетами её акварелей, литографий, эскизов для росписи хрусталя и фарфора придавали её работам особое очарование, а рисовальщице принесли всемирную славу и заслуженные награды. Поклонниками её творчества были коллекционеры П. Третьяков, И. Цветков, русские императоры Александр III и Николай II, пополнявшие свои собрания её произведениями.

Наибольшую славу художнице принёс силуэт. Эту оригинальную в то время графическую технику Бём использовала для иллюстраций детских журналов «Игрушечка» и «Малютка». Детскими силуэтами украшала рисовальщица народные сказки, произведения русских писателей, многие из которых стали библиографической редкостью именно благодаря её иллюстрациям, как, например, крыловские басни и тургеневская «Муму». Используя технику литографического силуэта, Елизавета Бём издавала небольшими тиражами иллюстрированные детские книги. За короткий период, с 1875 по 1884 годы, вышло в свет 14 альбомов с трогательными детскими сценками.

На выставке в музее-усадьбе представлены детские силуэты из нескольких таких изданий: «Пирог», «Народная сказка о репке", «Пословицы в силуэтах», «Из деревенских воспоминаний». Кроме того, показаны её акварельные рисунки из набора открыток «На память о Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1896 г.»

В детской книге «Пирог», изданной в 1880 году, из картинки в картинку рассказывается незатейливая история маленьких сладкоежек, самостоятельно пожелавших испечь кулинарный шедевр. Языком силуэта художница талантливо сумела передать эмоции: растерянность и огорчение малышей, уронивших к большой радости животных свой пирог. Этот альбом пользовался большой популярностью среди современников, представляя интерес как для детей, так и для взрослых.

Одними из наиболее популярных произведений Елизаветы Бём стали изданные в 1881 году силуэты к «Народной сказке о репке». Иллюстрации к сказке, знакомой каждому с раннего детства, исполнены изящно, с тонким юмором.

Альбом силуэтов «Из деревенских воспоминаний» (1882) носит автобиографический характер, о чем, в первую очередь, свидетельствует помещённый на обложку книги автопортрет рисовальщицы, делающей на пленэре наброски детей. Детский мир и сельская жизнь были очень близки Елизавете Меркурьевне. Уединяясь в родовом имении, где прошло её детство, художница, будучи уже матерью большого семейства, подолгу общалась с деревенскими детьми, наблюдала за их занятиями, радостями и горестями, делала эскизы для будущих силуэтов. Мастерски исполненные листы повествуют о занятия крестьянских детей: вот они собирают овощи в огороде, везут сено на телеге, кормят домашних животных и птиц, а вот так отдыхают, играют и купаются в реке. Тонко чувствуя мир детей и природу, рисовальщица тщательно выписывала пером малейшие детали: гривы коней, травинки, соломинки, кудри детей, бабочек, птичек, а затем переносила рисунок на литографский камень.

Деревенская жизнь, общение с простыми людьми сделало Бём, коренную жительницу Петербурга, прекрасным знатоком русского фольклора и народных мудростей. Эти знания нашли своё отражение в творчестве художницы.

Вниманию зрителей представлено несколько работ из альбома «Пословицы в силуэтах», изданного в 1884 году. Каждую пословицу украшают забавные композиции из мира детей: малыши в окружении котят и щенков; девочка, собирающая со стола яблоки; мальчик в казацком костюме с игрушечными доспехами. Этими маленькими картинками, народными присказками и поговорками Бём старалась отдать дань уважения простому народу.

Изображение русской старины, иллюстрации народных сказок и фольклора сделали Елизавету Бём одной из ярких представительниц русского стиля рубежа XIX-XX веков. Выпускаемые многотысячными тиражами в издательствах И. Лапина, «Ришар», Общины Святой Евгении знаменитые бёмовские открытые письма, пользовавшиеся огромной популярностью в эпоху модерна, расходились по всему миру. Главные персонажи акварелей на открытках - дети, наряженные в богатырские доспехи, в пышные боярские костюмы и русские сарафаны служат иллюстрацией к текстам поговорок, выписанных стилизованным древнерусским шрифтом. Несколько хромолитографий с акварелей, исполненных в 1896 году к Всероссийской Нижегородской выставке – крупному событию в жизни России, завершают экспозиционный ряд.

Незаурядный дар рисовальщицы, нашедшей своё призвание в графическом и декоративно-прикладном искусстве, был по достоинству оценён маститыми художниками её времени. И. Репин писал о её работах: «Её чёрненькие я люблю больше многих-многих беленьких», И. Крамской, учитель и друг Бём со времени её учёбы в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, признавал, что в искусстве силуэта ей не было равных. Критик В. Стасов так охарактеризовал её творчество: «Бём взяла на свою долю русский деревенский мир, в котором выражаются душа, чувства, мысли, характеры...». Отмечая талант художницы, многие её современники непременно говорили о её доброте и большой любви к детям. Её способность создавать для деревенских детей праздники, дарить самые лучшие подарки из сладостей, игрушек, украшений оплачивалась любовью её юных друзей, которые ласково называли её «тётя Бёмиха» и с радостью позировали ей.

Как первозданная природа, так и чистота детской души были созвучны духу художницы. Искренне, с особой нежностью, теплотой созданные силуэты и акварели Бём привлекают внимание огромного круга любителей искусства, филокартистов и коллекционеров. Зритель, впервые встретившийся с творчеством замечательной художницы, оценит, полюбит и надолго запомнит милые детские образы, созданные Елизаветой Бём.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений