Лондонио Франческо. Сцена из сельского быта. 1766. Цикл «Выставка одной картины»

Автор:  Красноперова Лидия Петровна

  • Лондонио Ф. "Сцена из сельского быта"
Дата мероприятия:  28.04.2017  —  14.08.2017

Франческо Лондонио родился в Милане и большую часть жизни прожил в родном городе. Живописи он учился у Ф. Порта, кроме того, осваивал гравирование в мастерской Б. Босси. В основном, Ф. Лондонио работал в Милане, а также - Риме и Неаполе. Он занимал пост хранителя картин в миланской Академии Брера. Картины Ф. Лондонио ценились современниками и находились в составе лучших коллекций Милана, Генуи и Неаполя, охотно приобретались русскими коллекционерами. Его гравюры относят к лучшему, что создано в этой области в XVIII веке. Среди итальянских живописцев своего времени Ф. Лондонио прославился как мастер пейзажей с животными.

Название картины «Сцена из сельского быта», скорее всего, не авторское. Её предыдущие названия также условны: «Сельский жанр», «Стадо и пастух». Сюжет полотна можно отнести к жанру пасторали, который в Европе не выходил из моды с XVI века, а существование человека в гармонии с природой противопоставлялось искусственности городской жизни уже со времён античности. Эта тема привлекает особенное внимание, когда в обществе возникает потребность удалиться от давления власти, от городской суеты, обрести душевную тишину.

Действие происходит на фоне пастушьей хижины и сельского пейзажа. В своей композиции художник умело связывает всех участников сцены, людей и животных. В поведении людей заметна театральная манерность. Они позируют, словно разыгрывая сцену из спектакля. Зато совершенно естественно ведут себя животные. Они занимают центральное место на картине, так как являются главными героями. Изображение животных всегда требует от художника большого труда. Модель не станет позировать. Фигуры животных написаны мастерски. Художник наносит краску рельефным, раздельным мазком и создает почти иллюзорное впечатление шерсти животных.

Тёплые краски первого плана сопоставляются с холодноватой гаммой пейзажа, навевающей мысль о чистоте воздуха, прохладной сени деревьев. Приоткрывается кусочек прекрасного мира, в котором так вольно дышать живым существам.

Современники считали Ф. Лондонио непревзойдённым натуралистом. Своим искусством он связывает XVIII со следующим, XIX веком.

Картина происходит из собрания московского фабриканта французского происхождения, Генриха Брокара (1836 -1900). Продукция парфюмерной фирмы Брокара пользовалась в России огромной популярностью. Г. Брокар был творческой личностью. Он открыл новый способ изготовления концентрированных духов, изучал воздействие запахов на человеческие чувства, придумал несколько новых ароматов, первым в России начал производство цветочного одеколона. Духи «Букет Императрицы», ныне - «Красная Москва», выпускаются до сих пор. В советское время фабрика получила название «Новая Заря».

Генрих Брокар был знаменит и как коллекционер. Он собрал огромную коллекцию картин, мебели, светильников, фарфора... Ежегодно выставляя свои собрания, он тратил доходы от выставок на благотворительность. После национализации лучшая часть коллекции попала в Музей изящных искусств в Москве. В 1933 году картина была передана в Радищевский музей.

Полотно Ф. Лондонио участвовало на выставке картин старых западных мастеров в Румянцевском музее (Москва, 1915 год), а в 2008 году снова была показана в столице на выставке коллекции Генриха Брокара в ГМИИ им. А.С. Пушкина.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений