«Забытое будущее. Живопись Павла Кузнецова»

Автор:  Тараканова Наталья Сергеевна

  • «Забытое будущее. Живопись Павла Кузнецова»
С 4 июня по 31 июля 2013 года Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева представляет выставку из своего собрания «Павел Кузнецов. Современник» в Художественном музее им. И. Н. Крамского в городе Воронеже.

Бесспорно, имя художника Павла Кузнецова навсегда связано с русским символизмом: его инфернальные фонтаны и миражи, безмятежные степи и сказочные горы, сарты, верблюды, чайханэ... «Досоветский» период символизма хорошо изучен; десятки выставок, монографий и книг, место в постоянных экспозициях ведущих музеев.

... А ведь был еще и Париж, Крым, Кавказ, Прибалтика, были поля и огороды, стройки и пашни, поля и подмосковные грядки. Большой живописный пласт художественных путей и исканий, где в реалистичных портретах, урбанистических пейзажах и незатейливых натюрмортах угадываются, по Алпатову - «поэтическая догадка и лирический порыв». Художник уживаясь с новой идеологией продолжал эстетизировать действительность, создавая не имеющие аналогий работы... Искусствоведам предстоит это изучать, а зрителям увидеть, ведь за последние 50 лет такой возможности практически не было.

«Забытое будущее» - это 59 лучших живописных полотен из собрания Саратовского Радищевского музея, переданных в дар наследниками художника. Наряду с уже известными и любимыми, гости смогут увидеть работы ранее не экспонировавшиеся!

... Павел Варфоломеевич Кузнецов родился 5 ноября, 1878 года в двухэтажном доме (теперь уже Доме-музее). Это уникальное место всегда привлекало творческих людей. На Соколовую гору приходили с этюдниками художники не только саратовские, но и петербуржцы, москвичи, киевляне; любуясь величавым течением реки и заволжскими далями. Юный Павел наблюдал за ними...

В 1887 году вслед за открытием Радищевского музея, организовалось общество любителей изящных искусств, которое вскоре переросло в серьезную, профессиональную школу. Учителями Кузнецова стали Василий Коновалов и художник итальянского происхождения Гектор Баракки. В сентябре 1897 года Павел Кузнецов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Занятия в училище пошли успешно, он часто получал за рисунки и этюды первую категорию. Явная одаренность и легкость сочеталась со страстной поглощенностью искусством. Решающим моментом в творчестве художника стало увлечение французской живописью, импрессионизмом. Результаты исканий были продемонстрированы в 1904 году в Москве; выставка с многозначительным названием «Алая роза» произвела дерзкое и неожиданное впечатление. Осенью 1906 года Кузнецов посещает Францию. Миру уже явились фовисты, он видит их картины в осеннем салоне. Но более важным оказалось для него приобщение к живописи Гогена, к его насыщенности и причудливости, к его стремлению на Восток...

Кузнецов тоже открыл для себя Восток, его таинственные дали, природу, своеобразный быт. Он переправился через Волгу и углубился в степи... «В степи. Мираж», «Весна в степи», «Женщина с быком», «Степь», где величаво и одухотворенно царит «женское» начало. Поэтические, прекрасно композиционно выполненные картины с одобрением встречает публика, критика и коллекционеры. Павел Кузнецов поднимается на волне славы.

Работы 1912 - 1913 годов принято называть «бухарскими». Кузнецов посетил Бухару, Самаркандт, Ташкент. В работах этого периода в отличие от «степных» линии более ломаны и зигзагообразны, а цвет более беспокоен: «Натюрморт «Бухара».

Достижения «степного» и «среднеазиатского» периодов становятся частью Мирового искусства.

Значительный раздел живописи Кузнецова - «натюрморты». Он стал писать их уже зрелым и сформировавшимся мастером. «Цветы у окна», «Цветы и посуда», «Корзины с цветами», «Цветы и посуда». Он разрабатывает особый тип натюрморта, где проступает связь романтико-поэтической суги произведения с декоративностью.

Работу над портретами Кузнецов сам называл — многосложной, требующей проникновения во внутреннюю жизнь и характер изображаемого: «Портрет брата», «Портрет Бебутовой», «Портрет Турчаниновой», «Мужской портрет»...

За 1924 - 1929 годы Кузнецовым создано несколько серий, объединенных одним живописным поиском. Это пейзажи Крыма и Кавказа. В творчестве этого периода — влечение к данному, конкретному, ландшафту. «За шахматами», «Сбор чая», «В гавани», «Окно. Кисловодск», «Взморье. Чайки». Поездка в Армению пробуждает в Кузнецове интерес к социалистическому строительству: «Строительство Москвы», «Фермы для моста через Волгу», «Азовсталь. Мариуполь». В тридцатых годах можно выделить целый период «индустриальной живописи» художника. Художник искренне (где-то даже по-детски) увлечен происходящими событиями и абсолютно убежден в необходимости их фиксировать. Тема в произведении приобретает важное значение, живописная манера меняется. На первое место выходит цвет: интенсивный, смелый, пестрящий. Цвет, который художник выплеснул на многочисленные полотна посвященные садам, урожаю, и сбору яблок: «Сбор капусты», «Сбор урожая», «Рита», «Сбор гусениц», «Хлеба», «Дуся с корзиной яблок» ... И как тут не вспомнить про деда Иллариона учившего маленького Павла "настоящей, деятельной, любви к природе". И как не вспомнить "краски детства"... В последние годы жизни он пишет в основном натюрморты и пейзажи. Работы становятся легче, и светлей, исчезают предметы несшие «философскую нагрузку». Они становятся радостнее...

В год 135-летия художника, воронежцам и гостям фестиваля, первым, представится уникальная возможность увидеть часть самого большого в мире собрания Павла Кузнецова из коллекции Саратовского Радищевского музея.

Комментарии: 2
0
Александр Чернов
Здравствуйте, коллеги!
Большая просьба выслать фото работ П.Кузнецова по Мариуполю, Азовстали и др. заводам. Я готовлю к печати книгу, обязательно упомяну Вас. Мой адрес: chealex52@gmail.com
С уважением, Александр Чернов
Имя Цитировать 0
0
radmuseumart@radmuseumart.ru
Уважаемый Александр! Сотрудник музея свяжется с Вами по вопросу предоставления изображений.
Имя Цитировать 0
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений