Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Блистательный Веджвуд и английская керамика XVIII-XX веков»

Автор:  Довгаленко Анна Сергеевна
Ашиткова Алёна Юрьевна - заведующий отделом

  • «Блистательный Веджвуд и английская керамика XVIII-XX веков»
Дата мероприятия:  17.06.2016  —  21.08.2016
Открытие:  16 июня в 17.00
Телефон:  (8452) 26-16-06
 

Экспозиция объединит

свыше 140 произведений

из собрания Радищевского музея

и саратовской частной коллекции.

16 июня в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева откроется выставка английской керамики XVIII – XXI веков. Эта выставка является продолжением проекта, посвященного искусству и традициям гончарного производства в различных странах. Наряду с изысканными фаянсами и фарфором, широкой публике будут представлены произведения прославленной английской фирмы Джозайи Веджвуда, а также графика и скульптура XVIII–XIX веков.

В собрании музея значится 50 предметов английской керамики, выполненных из различных материалов - фарфора, фаянса, разнообразных масс (каменной, яшмовой, базальтовой). Основу коллекции заложил Алексей Петрович Боголюбов, принеся в дар музею в числе других произведений прикладного искусства несколько фаянсовых изделий с печатным рисунком в «китайском стиле». В 1928 году собрание английской керамики пополнили предметы из Государственного музейного фонда. Несколько фаянсовых тарелок и блюд поступили в музейное собрание в 1970 году по завещанию врача Ольги Александровны Гордеевой, Почетного гражданина Саратова.

Английские фабрики никогда не пользовались покровительством ни короля, ни аристократов в отличие от фарфоровых мануфактур Германии, Франции и Италии. Это обстоятельство и стало основной причиной того, что их владельцы выпускали изделия массового спроса, ведь выжить они могли только в случае коммерческого успеха. Такие изобретения, как технология гипсовых форм, позволявшая «размножать» керамику, техника transfer-printed, помогающая переносить на керамику печатные изображения, не прибегая к дорогостоящим услугам живописцев, новые керамические массы – каменная, яшмовая, базальтовая, сделали продукции английских фабрик конкурентоспособной и доступной для большого количества потребителей.

На выставке представлены несколько изделий из твердого и костяного фарфора, выполненных на мануфактурах Нью Холл (Шелтон) и Коупленд и Гаррет (Сток-он-Трент), располагавшихся в одном из керамических центров Англии графстве Стаффоррдшир.

Костяной фарфор, представляющий собой разновидность мягкого фарфора с добавлением костяной золы, был одним из значительных достижений английской керамики. Он был изобретен Джозайей Споудом в конце 18 века и получил признание как со стороны потребителей, так и керамистов. К 1820 году его использовали на большей части английских фабрик.

Кроме фарфора на выставке экспонируются фаянсовые изделия таких заводов, как Веджвуд, Споуд, Коупленд, Минтон. Это и редкие и ординарные предметы из серийных выпусков. В основном, они декорировались способом перевода печатного изображения на поверхность изделия с последующим его обжигом.

Особое место на выставке отведено керамике фирмы Веджвуд. Джозайя Веджвуд был одновременно художником, изобретателем и предпринимателем. Имя Веджвуда стало нарицательным и дало название множеству изделий, составивших важный этап в развитии мирового искусства. Его предпринимательские способности и личные качества привели к созданию процветающего бизнеса, а поддержка влиятельных людей помогла в формировании бренда, который и по сей день неразрывно связан с понятиями «превосходный вкус» и «английские традиции».

Джозайя родился в 1730 году в городе Берслем (графство Ланкашир). Он был тринадцатым ребенком в семье горшечника - представителя третьего поколения гончаров. В возрасте 39 лет, Веджвуд в партнерстве с Томасом Бентли открыл большую гончарную мастерскую под названием «Этрурия» ( 1769, Etruria). Это название напоминало о регионе Тосканы и Умбрии в Италии, его древней истории, художественных и эстетических достижениях, о цивилизации этрусков, предшествовавшей римлянам. На Этрурии должны были выпускаться декоративные сосуды, посуда, вазы ,напоминавшие античную керамику.

Изобретения Джозайи Веджвуда резко улучшили качество производимой в Англии керамики. В число глазурованных и керамических изделий, сформировавших фирменный стиль Веджвуда, вошли предметы из «королевского» (кремового) фаянса, «яшмовой», «базальтовой» керамической массы. Каждый из использовавшихся Веджвудом керамических материалов имел свою идеологическую нагрузку, представляя популярные в то время идеи изысканного комфорта, возвращения к культурному наследию и грёзы о Золотом веке человечества.

На выставке можно увидеть оригинальные образцы подобной керамики, выпускаемые фирмой Веджвуд со времени основания фабрики и до наших дней. К уникальным произведениям следует отнести небольшую чашечку из фаянса цвета сливок с короной и буквой N, предметы из так называемого кабинетного сервиза VXIII века (частое собрание, Саратов), овальный медальон с рельефным портретом Великого князя Павла Петровича, сделанный по образцу камеи, исполненной его супругой Марией Федоровной. Кроме того, на выставке представлено одно из самых известных произведений Веджвуда – копия знаменитой Портлендской вазы. Римский оригинал в технике цветного стекла, принадлежал семье Барберини, герцогам Портлендским, ныне он находится в Британском музее.

Вместе с уникальными произведениями на выставке экспонируется ординарная посуда XVIII – XXI веков и современные образцы художественной продукции фирмы Веджвуд. Большинство из этих произведений искусства демонстрируются впервые.

Английские керамические изделия были популярны во многих странах Европы и пользовались повышенным спросом у аристократии. Сравнительно доступные по цене, украшенные печатным декором, обладающие высоким качеством и прочностью черепка, они быстро завоевала внутренние рынки европейских стран. Английские фаянсы считались лучшими в мире. Цивилизованная и комфортабельная жизнь ассоциировалась с английскими культурными традициями, неотъемлемой частью которой были лучшие образцы британской керамики и прежде всего продукция фабрики Веджвуд. Подобные произведения представлялись зеркалом английской культуры и очень скоро стали предметом собирательства.

Музей Радищева выражает глубокую благодарность коллекционерам, предоставившим свои экспонаты на выставку. Надеемся, что посетители нашего музея по достоинству оценят произведения английской керамики XVIII – XXI веков, которые во всем мире считаются образцом безупречного вкуса, высокого качества и элегантности.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры