Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Связь времён». Саратовская школа живописи XIX – XXI веков

Автор:  Дорогина Елена Алексеевна - заведующий отделом
Беляева Галина Анатольевна

  • «Связь времён». Саратовская школа живописи XIX – XXI веков
Дата мероприятия:  03.04.2015  —  07.06.2015
Телефон:  26-16-06
Стоимость билета:  от 50 руб. до 150 руб.
Время проведения:  3 апреля в 16.00
                 

3 апреля 2015 года в 16.00 в Радищевском музее открывается выставка «Связь времен. Живопись, скульптура, авторская книга саратовских художников конца XIX – начала XXI веков».

История изобразительного искусства нашего города неразрывно связана с историей Радищевского музея. Во многом благодаря его открытию в Саратове появилась блистательная плеяда мастеров совсем не провинциального масштаба – Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Пётр Уткин, Александр Савинов, Александр Матвеев. Как брошенный в воду камень оставляет шлейф кругов на воде, так и их творчество оказало огромное влияние на последующие поколения саратовских художников.

На выставке «Связь времён», посвященной 130-летнему юбилею Радищевского музея, представлены произведения, созданные художниками Саратова, начиная с восьмидесятых годов XIX века до сегодняшнего дня. Здесь впервые предпринята попытка не просто показать историю поэтапного развития саратовского изобразительного искусства, но выявить основные тенденции, обозначить круги и связи внутри столь протяженного художественного процесса. Экспозиция построена не по хронологии, а по принципу формально-стилистической близости произведений разного времени. Это позволит увидеть, каким образом новаторские искания художников начала прошлого столетия интерпретировались во второй половине ХХ и продолжают трансформироваться в начале ХХI века.

Одной из основных линий развития саратовского изобразительного искусства является декоративный символизм, берущий начало в творчестве Виктора Борисова-Мусатова и впоследствии получивший продолжение в художественной практике мастеров «саратовской школы живописи». В начале ХХ века в этом направлении работали Пётр Уткин, Павел Кузнецов, Александр Савинов. В 1920-е – начале 1930-х годов ее продолжателями стали Борис Миловидов, Фёдор Белоусов, Евгений Егоров, Михаил Аринин, Владимир Кашкин, Алексей Сапожников и другие.

К концу 1930-х годов живописные традиции «саратовской школы» были насильственно прерваны: Пётр Уткин, который на протяжении многих лет преподавал в местном художественном училище, и большинство его самых талантливых учеников, уехали из города, а немногие оставшиеся были вынуждены подстраиваться под жесткие требования соцреализма. Но, несмотря на это, сущностные черты «саратовской школы» – повышенное внимание к особенностям волжской свето-воздушной среды, изысканная графичность в изображении степного ландшафта, декоративность колорита, символизм цвета – подспудно сохранялись и в последующие десятилетия. В начале 1990-х годов группа художников, лидерами которой были Павел Маскаев и Владимир Мошников, предприняла попытку возрождения цвето-пластических исканий и духовных принципов «саратовской школы». На выставке их работы органично сочетаются с классическими произведениями мастеров, стоявших у истоков традиции.

И сегодня многие художники, работающие в совершенно разных направлениях, продолжают изучать и, каждый по-своему, использовать в творчестве богатое живописное наследие Саратова: Валентина Медведкина и Евгений Яли развивают эту линию в реалистической манере, Надежда Шанаева и Рашид Салямов в результате долгих поисков пришли к абстракции, но и для тех и для других символизм цвета сохраняет первостепенное значение.

Реалистическая линия в экспозиции выставки представлена произведениями художников, начиная от работ Гектора Баракки и Василия Коновалова, написанных в конце XIX века, до картин Натальи Чечневой и Александра Котова, созданных в начале ХХI столетия. В 1930 - 1950-е годы в Саратове, как и по всей стране, основным направлением в изобразительном искусстве становится соцреализм. Жанровые композиции Алексея Бородина и Ивана Новосельцева, индустриальный пейзаж Леонида Гусева и портрет профессора Б.А. Можаровского кисти Георгия Мельникова не только представляют собой образцы стилистики соцреализма, но и являются документами времени, заключающими в себе характерные черты советской эпохи.

Автопортреты Владимира Гурова и Валентина Юстицкого, написанные совершенно разными художниками (соцреалистом и авангардистом) и совершенно разными по характеру и по жизненному опыту людьми, рифмуются по композиции и колориту. Однако, несмотря на сближающую их печать времени, самохарактеристики авторов диаметрально противоположны. Гуров, встроенный в государственную систему и следовавший ее принципам, всю жизнь благополучно проработал в Саратовском художественном училище и в 1940-е годы занимал пост председателя Саратовского отделения Союза художников. Юстицкий, склонный к смелым формальным поискам и, как и многие авангардисты, мечтавший о переустройстве мира, был репрессирован в 1937 году и десять лет провел в лагерях.

Автопортрет художника-репатрианта Николая Гущина, вернувшегося в 1947 году из Франции, существенно отличается по манере исполнения от картин современников, а по трагическому звучанию близок автопортрету Юстицкого. Творчество Гущина стало истоком еще одной линии в развитии саратовского искусства, для которой характерно особое отношение к живописной поверхности, динамика движения мазка, скульптурная лепка фактуры. В годы «оттепели» эту традицию продолжили Михаил Аржанов и художники нонконформисты. Увлечение этой манерой испытал и Валентин Юстицкий. Во второй половине 1970-х годов черты этой стилистики можно увидеть в городских пейзажах Романа Мерцлина. Позднее, в 1990-е годы, искания в близком направлении продолжили Алексей Карнаухов, Сергей Саков и Андрей Мельников.

Третья линия в экспозиции представляет формальные поиски в саратовском искусстве и объединяет авангардные работы 1920-х годов, созданные Валентином Юстицким, Давидом Загоскиным, Константином Поляковым и Музой Егоровой-Троицкой, и произведения, написанные во второй половине ХХ – начале ХХI века. В отличие от «саратовской школы живописи», развивавшейся достаточно последовательно и имевшей ярко выраженный местный колорит, саратовский авангард, несмотря на всю смелость художественных экспериментов, не обладал специфическими отличительными чертами, которые выделяли бы его на фоне общероссийского художественного контекста, и не сформировал своей особой традиции, на которую могли бы опереться художники второй половины ХХ века. В 1950-е годы молодые живописцы Виктор Чудин, Владимир Солянов, Вячеслав Лопатин восприняли традиции русского авангарда опосредованно, через общение с Николаем Гущиным. А начиная с 1980-х годов саратовские художники, занимавшиеся формальными и концептуальными поисками, опирались уже на пластические достижения мирового искусства.

К абстракционизму обратились Виктор Чудин и Владимир Солянов, Надежда Шанаева и Рашид Салямов. На грани предметной живописи и абстракции работал Олег Михайлов. Влияние сюрреализма испытал Вадим Орлов. К традиции примитивизма и поп-арта близко творчество Романа Кирина. Эксперименты в духе Пикассо прослеживаются в работах Андрея Ванина. Предельное обобщение предметных форм и использование техники коллажа характерно для Геннадия Панфёрова.

Появление искусства новейших течений в Саратове в конце 1980-х связано с образованием группы «Жёлтая гора». Её участники первыми обратились к таким художественным практикам как перформанс, инсталляция, объект. На выставке представлены работы двух авторов этого объединения: Евгения Солодкого, чьи творческие поиски лежат в области концептуализма, и Миши Ле Женя, в своих акциях исследующего возможности эмоционального и ироничного переосмысления мира.

Сюжетные картины Александра Саликова и Анатолия Учаева, созданные в середине 1970-х, в символических образах воплощают размышления художников о жизни и предназначении человека. Под влиянием фотореализма в конце 1980-х годов создан «Вечер» Валерия Овчаренко. В 1990-е годы Рифад Батаршин и Валерий Пустошкин воплощают традиционные для советского искусства темы труда и жизни простого человека средствами нового живописного языка, прибегая к деформации, утяжелению форм и цветовой экспрессии.

Вячеслав Лопатин и Елена Панфёрова обращаются к каноническим формам религиозного искусства для достижения совершенно разных целей. Использование композиционных приемов и технологии иконописи позволяет Лопатину создать в светском произведении образ, по силе звучания сопоставимый с реквиемом, посвященным памяти жертв Великой Отечественной войны. Елена Панфёрова, прибегает к пластическим средствам модернизма для создания религиозной композиции. По-своему синтезирует традиции древнерусского искусства и модернизма Юрий Лаврентьев.

Юрий Пашкин и Татьяна Хаханова, которые в начале своего пути работали в реалистическо-символистской манере, после долгих поисков и экспериментов в 2000-е годы пришли к живописному экспрессионизму.

Экспозиция выставки, дающая достаточно полное представление об основных тенденциях развития искусства нашего города, тем не менее, не смогла вместить целый ряд значимых имен, поскольку музейное собрание произведений саратовских художников очень масштабно и с каждым годом продолжает пополняться. Надеемся, что эта выставка будет способствовать изменению отношения к искусству наших мастеров, которыми Саратов по праву может и должен гордиться. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры