Выставка "Европейское искусство XVII – XIX веков" из частной коллекции

  • Выставка "Европейское искусство XVII – XIX веков" из частной коллекции
С 11 апреля по 2 июня 2013 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева, по адресу Радищева, 39, работает выставка "Европейское искусство XVII – XIX веков" из частной коллекции. 

Картины и шпалера, которые мы видим на этой небольшой выставке, принадлежат одному из современных коллекционеров Саратова. Они были приобретены на аукционах Италии. Явление – неординарное, оно позволяет нам вспомнить дореволюционные времена, когда русские купцы, промышленники, предприниматели были постоянными участниками европейских аукционов. Они тоже приобретали для себя и по собственному вкусу. В любом случае, произведения искусства, попавшие таким образом в Россию, вносят вклад в отечественную культуру, становятся её достоянием. 

Итальянский художник XVI века 
Мадонна с младенцем и Иоанном Предтечей 

Картина можно считать работой одного из последователей знаменитого Рафаэля Санти. Облик Мадонны, её прекрасные черты, несомненно, заимствованы у Рафаэля. Маленький Иоанн протягивает крест младенцу Христу, как знак его миссии и крестной смерти. Дева Мария стремится этому воспрепятствовать. Группа изображена на фоне руин архитектурного сооружения. Видимо – это образ ветхозаветного храма, на смену которому придёт новая, христианская церковь. На земле лежат обломки разрушающегося здания. Остаток древней колонны служит подножием для Младенца Христа, который символизирует начало нового мира. 

По технологическим признакам картину следует отнести к XVI столетию. 

Резная рама, по-видимому, была сделана специально для этого произведения. 


Джованни Баттиста Чимароли (1687-1771) 
Giovanni Battista Cimaroli  
Пейзаж

Этот итальянский мастер известен, прежде всего, как пейзажист. Он обучался в Болонье и работал в духе пасторальных картин Франческо Цукарелли. Бывал в Венеции, путешествовал по Англии. Шесть его пейзажей находились в коллекции английского короля Георга III. Несмотря на признание современников, художник оказался забытым вплоть до середины XX века. В настоящее время в Италии издан каталог его картин. 

Пейзаж кисти Чимароли отличает хорошая сохранность авторской живописи. Несомненно, что этот ландшафт – сочинённый, но всё же природа севера Италии с предгорьями Альп, отразилась в нём. Чимароли мастерски оживляет свою картину фигурками людей. Они подчёркивают величественность природы и мощь её проявлений: огромные деревья, неприступные горы, бурный и опасный горный поток. 

Итальянский художник XVII века 
Жертвоприношение Авраама
 
Подлинность картины не вызывает сомнений, хотя со временем её колорит частично утратил свою целостность и гармонию. Значительные участки живописи искажены потемневшим старым лаком, сквозь который, к тому же, просвечивает тёмный грунт. Всё это не умаляет блестящих достоинств полотна. Стоит только обратить внимание на великолепный разворот фигуры ангела, неземной, золотой свет в небесах, которым таинственно освещены фигуры Авраама и Исаака. Основное действие картины, изображающей одно из самых судьбоносных событий Библейской истории, как бы отделено от реального пейзажа, написанного совсем в другой тональности. 

Чтобы испытать веру праотца израильского народа Авраама, Господь повелел ему принести в жертву всесожжения единственного сына, Исаака. Внезапно явившийся ангел остановил Авраама: "Теперь я знаю, что боишься ты Бога и не жалел сына своего". Эта библейская история воспринималась христианским миром, как предвестье жертвы, принесённой на кресте во имя спасения рода человеческого. 

Фламандский художник начала XVII века 
Общество в лесу
 
Изображения прогулок, пикников и других развлечений знати были очень популярны во фламандском искусстве. Светская компания живописно расположилась на лесной лужайке. Художнику удается передать ощущение красоты, гармонии, атмосферы праздника. Композиция, в традициях того времени, построена как театральная сцена. Очевидно, что художник сначала написал пейзаж, играющий роль театральной декорации. А затем, на первом плане, изобразил нарядных дам и кавалеров – непринужденно беседующих, танцующих, музицирующих, вкушающих вино и явства. Яркие цвета их костюмов – красный, розовый, голубой – выделяются на фоне пейзажа. Художник, кажется, использовал все разнообразие оттенков зеленого цвета: от теплого, золотистого – до холодного, светло-голубого. 

В традициях старой нидерландской школы картина написана на деревянной доске. Мягкий тающий свет, отражаемый белым цветом грунта, объединяет живописное пространство композиции. 

Европейский художник середины XIX века 
"Охота на кабана"
 
Это – точная, хорошего качества, копия с картины знаменитого фламанского живописца Питера Пауля Рубенса (1577-1640) "Охота на вепря" (1615-1620, дерево, масло 137х168), Оригинал, приобретенный за 800 гульденов в Императорской галерее в Праге, с 1749 года находится в Дрезденской картинной галерее. По сведениям прежних владельцев копия датируется 1860 годом. Очевидно, что она была выполнена в Дрездене профессиональным художником, скорее всего, мастером немецкой школы. 

"Король-Солнце". XIX век. 
Франция (?) Шпалера. Шерсть, машинное ткачество

 
"Король Солнце" – так во Франции называют Людовика XIV, правившего с 1643 до 1715 года. Королём Людовик был объявлен после смерти своего отца, когда ему было всего 5 лет, коронован в 1654 году в возрасте 16 лет. 

На шпалере он изображён в неопределённом, но "цветущем" возрасте. Король восседает на троне в мантии, расшитой золотыми лилиями. На груди – цепь из королевских лилий и Орден Святого Духа, на левой ноге – знак ордена Подвязки. Справа – королевская корона, в руке – скипетр, увенчанный лилией, рядом с короной – жезл с изображением руки в жесте крестного знамения – "рука правосудия". 

Скорее всего, шпалера выткана во второй половине XIX века, в эпоху историзма, когда на художественном рынке появились многочисленные собиратели из разбогатевших буржуа, сильно возрос спрос на старую живопись, шпалеры, предметы роскоши. Тканый ковёр, видимо, в основе имевший гравюрное изображение, имитирует старинную шпалеру ручного производства. Механический метод исполнения хорошо виден в абсолютно ровной фактуре тканого ковра. 

Л.П. Красноперова
Т.Е. Савицкая
М.В. Щетина 
При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник обязательна. Источник информации: Сайт "Новости Радищевского музея"

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений