Выставка салонного искусства XIX - XX веков «Пред властью красоты»

  • Робертсон К. "Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой". Фрагмент
Дата мероприятия:  12.02.2015  —  29.03.2015
Телефон:  26-16-06, 26-28-55
Стоимость билета:  от 50 руб. до 150 руб., экскурсионный билет - 50 руб.
Время проведения:  12 февраля в 17.00
           

12 февраля в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева открывается выставка «Пред властью красоты».

На ней представлены картины и графические работы мастеров русского салона второй половины XIX-начала XX веков из собраний Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, Государственного Русского музея, Пензенской областной картинной галереи имени К.А. Савицкого, Ярославского художественного музея, а также скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства из коллекции Радищевского музея.

Термин «салонное искусство» произошел от названий художественных выставок, устраивавшихся в 1737-1848 годах в так называемом «квадратном салоне» Лувра. С начала 1850-х ежегодные живописные вернисажи в Париже стали называться Салонами. Именно в это время появляется еще одно значение термина «салон» как искусства чисто развлекательного характера, ориентированного на вкусы и потребности массового зрителя. Салонную живопись, по словам одного исследователя, отличали «ловкость изображения и легкость восприятия». Красочные, занимательные, выполненные на высоком художественном уровне полотна неизменно пользовались большим успехом у зрителя и имели покупательский спрос. Художники для своих картин выбирали интригующие сюжеты, изощрялись в различных живописных эффектах. Внешняя красивость образов и видов, живописная маэстрия при отсутствии проблемных тем дали повод современникам называть такую живопись «фабрикой стенных украшений». В самой России живописных салонов, подобных французскому, не было, но черты салонного стиля были присущи многим произведениям русских живописцев второй половины XIX-начала XX веков.

В XX веке салонное искусство, когда-то не сходившее с журнальных страниц и прочно прописавшееся на вернисажах, рассматривалось как негативное явление и противопоставлялось искусству критического реализма. Однако картина художественной жизни общества без учета этого явления была бы далеко не полной. Поэтому последнее время интерес к салонному искусству возрождается. Примером тому – грандиозная выставка «Пленники красоты», состоявшаяся в 2005 году в Государственной Третьяковской галерее.

Салонное искусство – полноправное, распространенное и пока малоизученное явление художественной жизни России второй половины XIX- начала XX веков. Художники салона стремились не только угодить вкусам публики. Они проводили в жизнь свои представления об идеале красоты, воплотив его черты в портретах, пейзажах и жанровых и исторических картинах. Цель настоящей выставки – привлечь внимание к русскому салонному искусству и творчеству его наиболее известных представителей, показать черты салонного искусства в разнообразных живописных жанрах.

На выставке показаны произведения самых известных представителей русской салонной живописи указанного периода. Это романтизированные пейзажи Ю.Ю. Клевера и А.И. Мещерского, изысканные портреты кисти И.К. Макарова, Ф.К. Винтерхальтера, И.С. Горюшкина-Сорокопудова, занимательные исторические композиции Ф.А. Бронникова, Г.И. Семирадского, П.А. Сведомского. В числе экспонатов особое место занимают живописные работы участников французских салонов – К.Е. Маковского, С.Т. Бакаловича, А.А. Харламова, а также знаменитая картина художника К.Ф. Гуна «Канун Варфоломеевской ночи», впервые показанная на парижском Салоне 1868 г. и впоследствии приобретенная императором Александром III. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений