Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Театр в живописи

  • Театр в живописи
Дата мероприятия:  09.12.2014  —  11.01.2015
Телефон:  26-16-06

До 11 января 2015 года в Радищевском музее можно познакомиться с картинами известного художника-символиста Сергея Судейкина из московского частного собрания.

На этой выставке представлены: три живописных произведения С.Ю. Судейкина (1884-1946) из широко известной московской коллекции Валерия. Дудакова и Марины Кашуро – «Ночное празднество» (1905), «Карусель» (1910). «Моя жизнь». (1916). Все они попали к нынешним владельцам от известных собирателей прежнего поколения: Я.Е. Рубинштейна, В.И. Шункова. Д.В. Зеркаловой И все они принадлежат к наиболее характерным значительным произведениям этого необычайно талантливого живописца и сценографа. Они часто репродуцировались, о них писали современные художнику критики и последующие исследователи. Они вошли в золотой фонд искусства серебряного века.

Сергей Судейкин – художник, близкий мастерам «Саратовской школы». Он был соучеником Павла Кузнецова и Петра Уткина в Московском училище живописи ваяния и зодчества, участником выставки «Алая роза» (1904) в Саратове – первого смотра сил нарождающегося живописного символизма, автором обложки каталога этой экспозиции. Он один из активных участников символистской выставки «Голубая роза» (1907), экспозиции «Венок-Стефанос»: (1907-1908), ряда выставок Московского товарищества художников, Союза русских художников, «Мир искусства», сценограф множества спектаклей, ближайший сподвижник Вс. Мейерхольда, активный участник постановок в разного рода экспериментальных театрах и литературно-артистических кабаре.

«Я – живописец в театре, – прежде всего живописец, а потом уже, если нужно, декоратор», - утверждал сам мастер. Уже наиболее проницательные художественные критики 1910-х годов отмечали слишком явную «картинность» его сценографии и повышенную театрализованность его станковой живописи. Именно эти черты отличают, как представленную в нашем музее его картину «Сад арлекина» (1915-1916), так и все показанные здесь полотна из богатейшего московского собрания живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Самая ранняя из них – «Ночной праздник» («Светящееся дерево»). 1905. Высокое пышное дерево, опоясанное гирляндой светящихся фонариков, исполненное как будто в импрессионистической технике, но явно лишённое натурной достоверности – образ скорее фантастической праздничной феерии, символизирующей радостную атмосферу праздника. Стилистически картина вполне вписывается в круг характерных произведений Судейкина середины 1900-х годов. В 1994 году картина экспонировалась в залах нашего музея на выставке, к 90-летию «Алой розы».

В пору творческой зрелости и расцвета дарования Судейкина, богатого опыта его в качестве сценографа художник всё чаще создаёт полотна, в которых развёрнутый мотив театрализованного действа становится сюжетом станковой живописи. Это не театральная живопись, а театр в живописи. На крохотной «сцене» картины, с обеих сторон ограниченной, словно кулисами, кронами высоких деревьев, художником показана на фоне мерно движущегося «чёртового колеса» (карусели) мизансцена театрального представления кочующей труппы: канатоходцы, жонглёр, музыкант, пышногрудая танцовщица, заметно шаржированная любопытствующая публика. Безусловно, это одно из лучших произведений художника зрелой его поры.

Самое позднее из экспонирующихся произведений – картина «Моя жизнь». 1916. («Привал комедиантов») Изображён один из вечеров в закрывшемся 3 марта 1915 года артистическом кабаре «Бродячая собака», инициаторы которого мечтали о синтезе искусств, о непринуждённом и органичном соединении «всего со всем». Именно название этой картины Судейкина дало имя новому театрально-кабаретному начинанию «Привал комедиантов», открывшемуся в Петербурге 18 апреля 1916 года в подвале Дома Адами (Угол Марсова поля и Набережной Мойки). «Привал комедиантов» стал органичным продолжением «Бродячей собаки».

Изображены: актриса Ольга Глебова-Судейкина, недавняя жена автора, с театральной маской в руке, музыкант с цитрой, художник в шляпе у мольберта (явно сам Судейкин), поэт Михаил Кузмин с книгой стихов, а рядом с ним режиссёр и теоретик сцены Всеволод Мейерхольд в костюме арлекина за ним поэт Сергей Городецкий; между Судейкиным и Кузминым возлежит, любуясь своим отражением в зеркале, обнажённая молодая актриса Вера де Боссэ, новая подруга Судейкина. Но это вовсе не групповой портрет, а театрализованный рассказ о творческих увлечениях и душевных привязанностях автора, воплощённый в композиции станковой картины.

Почти четверть века спустя (в Америке) Сергей Судейкин напишет ещё одну автобиографическую картину «Моя жизнь», хранящуюся ныне в частном собрании в Нью-Йорке. Но, судя по репродукции с неё, «живописный спектакль» этой, итожащей жизненный путь художника, работы лишён той импульсивной озорной раскованности, которая так подкупает в представленной на нынешней выставке замечательной картине 1916 года.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры