«Ростовская финифть XVIII-XXI веков: от иконы до украшения». Выставка из фондов музея-заповедника «Ростовский кремль»

  • «Ростовская финифть XVIII-XXI веков: от иконы до украшения». Выставка из фондов музея-заповедника «Ростовский кремль»
Дата мероприятия:  01.08.2014  —  01.09.2014
Открытие:  1 августа в 17.00. Вход по пригласительным билетам
Телефон:  26-16-06
Стоимость билета:  от 50 руб. до 80. руб.

1 августа в 17 часов в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева (ул. Радищева, 39) состоится открытие выставки «Ростовская финифть XVIII-XXI веков: от иконы до украшения» из фондов Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль».

На выставке будет представлено более 200 музейных предметов, включая и массовую эмальерную продукцию, и произведения известных ростовских финифтянщиков: иконы, дробницы, декоративные панно, портреты, пейзажи, ювелирные украшения, и широкий ряд графических работ. Многие из показанных здесь экспонатов прежде никогда не покидали музейного хранилища.

Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» обладает одной из крупнейших в России коллекций финифти - местного художественного промысла, значительная часть которой будет представлена на передвижной выставке. Она познакомит с историей развития живописи по эмали в Ростове от момента зарождения, второй половины XVIII века, когда финифть использовалась для украшения церковной утвари, XIX века – употребления в качестве иконы, XX столетия, когда она становится модным женским украшением, и до настоящего времени.

Ростовская финифть - уникальное явление мировой художественной культуры. Уникальность ее в том, что в городе, не являющимся ювелирным центром, получила распространение и закрепилась на многие годы одна из самых сложных ювелирных техник - живопись по эмали. Однако в Ростове не ювелирное, а иконописное дело, легло в основу искусства финифти. Источником ее стала многовековая иконописная практика древнерусского города. В середине XVIII в. это была икона Нового времени. В ростовской финифти получили развитие: икона живописная, икона малых форм, личный камерный образ. Другое направление представляло миниатюру на эмали как деталь ювелирного произведения, дробницу оклада Евангелия, напрестольного креста, митры, потира и т.д.

Ростовская финифть появилась в стенах Ростовского архиерейского дома, получила развитие в памятных иконах свт. Димитрия митрополита Ростовского, стала народным промыслом, обрела новое содержание в годину испытаний, нашла свой путь и создала новые традиции, дала жизнь эмальерному центру.

В период становления ростовская финифть находилась под влиянием эмалей различных эмальерных центров - киевских, троицких и московских. На выставке представлены комплексы миниатюр с московских литургических предметов - потира и дарохранительницы. Они иллюстрируют прикладное использование церковной живописи на эмали. Самыми ранними на выставке являются миниатюры с дарохранительницы 1780-х гг.: «Тайная вечеря», «Несение креста», «Моление о чаше».

Учреждение штатов архиерейских домов и монастырей в 1760-хх гг., а так же последующий перевод архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль переориентировал мастеров на работу по заказам Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Обитель в те годы принимала много паломников почитающих нового святого свт. Димитрия митрополита Ростовского. С начала 1770-х гг. и на протяжении более чем 150-ти лет монастырь оставался самым крупным покупателем ростовской финифти в городе. В конце XVIII в. в Ростове пять лет функционировала Иконная финифтяная и живописная управа. В управе работали шесть мастеров и три подмастерья.

Ростовская финифть являясь, прежде всего, живописью по эмали, всегда следовала за развитием отечественной иконы и живописи. В середине XVIII в. она осваивала живописную икону. В начале XIX в. - светотеневую живопись, выполненную в технике академической миниатюры – пунктира или точечного письма. На выставке представлены четыре дробницы с оклада Евангелия с изображениями евангелистов, выполненными в живописной манере. Неизвестный мастер стремится воссоздать световоздушную среду, объединяющую краски в его палитре, при отсутствии дальних планов, передать ощущение пространства, тщательно выписать объем.

Ростовский иконописный эмальерный промысел сформировался на производстве паломнической иконы, но большое место также занимало создание больших и более дорогих многочастных икон. Оно шло по нескольким направлениям. Либо, несколько икон писали на одной пластине, как представленные на выставке лицевая минея на декабрь и икона свт. Николая с житием. В другом случае, на металлической или деревянной основе крепились отдельные миниатюры, смонтированные в определенный комплекс. Как правило, это были иконы Воскресения Христова с праздниками, две из них можно увидеть в зале. Достаточно редкими за пределами Ростова являются клейма царских врат, выполненные в технике живописи по эмали. С одним из таких комплексов, так же можно познакомиться на выставке.

Среди произведений XIX в. основное место занимают изделия народного промысла по производству икон на эмали, получившего развитие во второй половине столетия. Ростовские иконы тогда продавались по всей стране и за рубежом. Во второй половине XIX в. появилось понятие «ростовской финифти», прежде это была финифтяная икона из Ростова.

Изначально ростовская финифть занимала привилегированное положение в интерьере храма. Она располагалась на потире, митре, окладе Евангелия. Затем, она «спустилась» из алтаря на свечной ящик. К середине XIX в. ростовская икона на эмали стала более доступной и актуальной, она откликалась на любое, даже грядущее, событие в русской духовной жизни. Изменившийся спрос на ростовскую финифть определял не только тематику произведений, но и необходимый уровень письма, оформление миниатюр. Мастера писали иконы всех святых Нового времени. На выставке представлены изображения свт. Димитрия митрополита Ростовского в соборе Ростовских святых, свт. Феодосия Угличского епископа Черниговского, прп. Серафима Саровского. Здесь же можно увидеть особо чтимые иконы в Ярославском регионе иконы: Богоматери Печерской Ярославской (чудотворной с 1823 г.), Богоматери Умиление Ростовской (прославившейся в 1910 г.), Богоматери Ватопедской (келейной иконы свт. Димитрия Ростовского), пластину с изображением истории обретения и прославления креста из села Годеново, почитание которого получило широкое распространение в наши дни. В зале представлены иконы на эмали такой редкой иконографии, как изображение ростовского юродивого блж. Исидора Твердислова и «Явление иконы Богоматери Толгской прп. Трифону епископу Ростовскому».

Промысел существовал за счет реализации самых дешевых икон. Они оказались более жизнеспособными и востребованными, чем профессионально более совершенные и дорогие иконы. В Ростове писали тысячи и тысячи миниатюрных по размеру икон для прихожан и паломников. Они расходились по всей России. Ростовские образки ценили за яркость, блеск, относительную прочность, невысокую цену. Самыми распространенными темами промысла были иконы: Богородичные, свт. Николая Мирликийского, ростовских и ярославских святых.

Архитектурный пейзаж в ростовской финифти появился еще в XVIII в. его развитие было связано с изображением святых мест и святых на фоне монастырей. На выставке представлены несколько таких миниатюр, среди них «Прп. Нил Столбенский на фоне обители», «Прп. Кирилл Белозерский с монастырем». Здесь же можно увидеть уникальный памятник с изображением лесного пейзажа начала XX в.

Ростовская икона на эмали изначально была только пластинкой с эмалевой живописью - «штукой», затем появились различные виды оправ. Сначала это было серебро, затем латунь, позже дерево. Самой типичной для ростовской финифти периода промысла стала, представленная на выставке, штампованная латунная оправа, производство которой, впервые было налажено крестьянином московской губернии И. Завьяловым.

В конце XX в. ростовские мастера включились в кооперацию со столичными ювелирными фирмами. Они выпускали эмалевые детали для икон, создававшихся в этих фирмах. Одной из таких «деталей» и является подризная «головка».

В конце XIX - начале XX вв. ростовская финифть, как и другие иконописные центры, пыталась выйти из кризиса, обусловленного появлением икон, выполненных машинным способом. На выставке этот период представлен миниатюрами рубежа веков, иконами: «Благовещение», работы И. Синицина, «Богоматерь с младенцем», «Богоматерь». 



Комментарии: 2
0
Мария
Повезло Саратовцам! Такую красоту увидят и возможно себе прикупят! Выложите, пжл, на свой сайт хотя бы буклет или много-много фото. Приобщиться хочется.
Имя Цитировать 0
0
radmuseumart@radmuseumart.ru
Уважаемая Мария!
К сожалению, мы не можем выложить на сайт большое количество изображений! Предлагаем фото с выставки: http://radmuseumart.ru/news/announcements/3966/
Имя Цитировать 0
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений