Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Б.М. Кустодиев. Ночное. Цикл «Шедевры на мольберте»

Автор:  Ступина Ангелина Сергеевна - заведующий сектором

  • Б.М. Кустодиев. Ночное. Цикл «Шедевры на мольберте»
04.10.2022  —  30.10.2022

В историю российской культуры Борис Михайлович Кустодиев вошел как художник праздника и певец радости. Его картины с изображением ярмарок и гуляний стали гимном красоте русской души. Творчество Б.М. Кустодиева основано на глубоком знании фольклора. При этом он никогда не увлекался стилизаторством под старину, а выработал свой неповторимый, узнаваемый почерк, опирающийся на традиции искусства народного лубка, уличных вывесок, балаганных представлений, красоту предметов купеческого и крестьянского быта. Неиссякаемый оптимизм, мощная энергия веселья и света, исходящая от его картин тем более поражают, когда узнаешь, что половину своей жизни художник был прикован к инвалидной коляске, а его брызжущие оптимизмом работы были итогом колоссального труда и преодоления нестерпимых болей.

Произведения мастера отличаются богатым разноцветьем колорита и обилием действующих лиц. Им почти всегда свойствен оттенок легкой добродушной иронии, с которым автор наблюдает за своими героями. Однако есть и другая сторона многогранного таланта Бориса Кустодиева – лирическая. Произведений написанных в этом ключе не так много. К ним относится и работа «Ночное» из собрания Радищевского музея.

На землю опускается теплый летний вечер. Природа постепенно погружается в сумерки. На высоком берегу на месте лесной порубки пасется табун. Лошади тихо щиплют траву. Мальчики-пастухи отдыхают у вечернего костра. Недвижна водная гладь извилистой речки. На противоположной стороне видна березовая рощица, а рядом на опушке – аккуратные поленницы с дровами. Всюду разлита тишина. Погасли яркие краски дня, исчезла насыщенная зелень травы и листвы. В сизой вечерней дымке все цвета приобретают серебристо-голубоватые оттенки.

Скорее всего, на этой картине изображен пейзаж Костромской губернии. В начале XX столетия недалеко от деревни Маурино Борис Кустодиев построил дом-мастерскую «Терем», в котором часто проводил летние месяцы со своими близкими – женой Юлией и детьми Кириллом и Ириной. В семье была белая кобыла по кличке Серка, которую художник самолично запрягал в повозку, когда вез свое семейство на дачу. Красота местной природы оставила глубокий след в душе Кустодиева. Впоследствии он вспоминал: «Я прожил в тех местах десять лет и считаю эти годы одними из лучших в своей жизни».

На переднем плане картины «Ночное» особенно выделяется белая лошадь. Вероятно, это и есть Серка. Известен небольшой этюд 1909 года, на котором белая кобыла изображена почти в таком же ракурсе, что и на картине из собрания Радищевского музея.

В 1916 году, когда создавалось «Ночное», Кустодиев перенес тяжелую операцию и почти потерял возможность самостоятельно передвигаться. Поездки в «Терем» стали недоступны, и, скорее всего, это произведение создавалось по воспоминаниям.

Интересно, что подобные мотивы – белая лошадь на фоне табуна, два пастушка у костра, лесная порубка, - встречаются в одноименной, написанной год спустя картине, которая находится в Новгородском музее-заповеднике. Правда, там немного другое состояние природы – Кустодиев старательно акцентирует внимание на огненно-рыжих кронах березок, подчеркивая звонкие краски золотой осени, а вместо крутого речного берега – поляна, оставшаяся на месте вырубленных березок.

Картина «Ночное» из собрания Радищевского музея – не совсем характерное произведение в творчестве Бориса Михайловича Кустодиева. В ней нет подробного обстоятельного «рассказа», нет той «варварской драки красок», о которой писал, характеризуя работы мастера, известный критик А.Н. Бенуа, нет и мягкого кустодиевского юмора, присущего большинству его полотен. 1916 год стал переломным в судьбе автора, и предвестником серьезных перемен в судьбе страны. Эта работа – воплощение мечты художника об идеальном мире, о слиянии души человека и природы. Она – словно светлая грусть о прошедшем, напоминание о кратковременности счастья и вечный призыв ценить каждый прекрасный момент бытия.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"