Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Открытие выставки живописи Юрия Петкевича

Дата мероприятия:  04.07.2014  —  27.07.2014
Открытие:  4 июля в 17.00 Вход по пригласительным билетам
Стоимость билета:  50 руб. до 100 руб.

Выставка произведений талантливого белорусского писателя и живописца Юрия Петкевича – любопытное событие в насыщенной многочисленными вернисажами художественной жизни нашего города. Он принадлежит к числу весьма неординарных личностей. Многообразие творческих интересов этого необычайно одарённого мастера не лишает его искусство завидной цельности. В наш суетный переимчивый век он сумел сохранить свою особость, непохожесть ни на кого другого, словно следуя завету поэта «оставаться собой – в диалоге со Временем, в поединке с Судьбой».

Его живопись, как и его проза, отличается именно сутью своего эмоционально-образного содержания, а не какими-то нарочито акцентированными приёмами. Манифестировать свою стилистическую новизну у него нет ни намерения, ни желания. Технические изыски ремесла его не волнуют. Здесь нет ничего из того, что именуют «энергетикой дерзости». «Он творит так, будто до него вообще никого не было», – проницательно заметил о Петкевиче писатель Евгений Попов. Это в равной мере относится к его прозе и к живописи, ибо всё он пишет, целиком полагаясь на свою художественную интуицию.

Здесь нет намеренного обособления от других мастеров. Ибо сам аппарат образного восприятия диктует ему тематику, сюжетные мотивы и стилистику, оставляя его в простодушной убеждённости, что всё, запечатлённое им словом, или же кистью, именно таково и есть. Однако не стоит излишне преувеличивать его творческую наивность. Да, он не учился ни в Литературном институте, ни в художественном училище. И, быть может, именно потому не пошёл по накатанной колее. Известно ведь, что иногда человек, шагающий не в том направлении, торит свою особую тропу. А формальное художественное образование зачастую не имеет в творчестве определяющего значения.

Сам Юрий Петкевич вспоминает: «Живописи я нигде не учился. Но, когда ещё мальчишкой показывал свои работы знаменитому белорусскому художнику В.К. Цвирко, он ещё тогда мне сказал: «Ну, поступишь ты в институт, но ещё неизвестно, чему тебя там научат...» Показал мне свои работы и добавил: «Вот так надо писать». Я перевёл свой взгляд со своих серых работ на его «цветные» и сразу что-то понял». А понял он, что в живописи главное цветовая энергия и напор пластики. Этому научить нельзя, а научиться можно, если есть врожденный вкус, чувство колорита, упорство неустанного поиска. А богатство впечатлений и нарастающий опыт получают важнейшее значение.

Виталий Цвирко дал первый толчок. Определяющую роль в становлении его творческой судьбы сыграл его наставник на Высших сценарных и режиссёрских курсах в Москве Павел Финн – высокообразованный, талантливый, требовательный и чуткий, по-настоящему мудрый педагог. Он бережно отнёсся к его индивидуальности, а сама учёба и пребывание в столице давали обильную пищу его уму и чувствам, обогащали настоящим чтением, знакомством с музеями, выставками, встречей с интересными людьми.

Так заложены были основы художественной культуры, а непрерывная работа обеспечила заметный рост мастерства. Пришло и осознание высшей цели любой творческой работы: «И я понял, что и в литературе, и в живописи должно что-то пребывать, что свыше самой литературы и живописи, – и только тогда это будет иметь смысл», - вспоминает об этом Петкевич.

Масштаб его творческой личности стал очевиден многим. Появились серьёзные его публикации в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Знамя», «Континент», вышли книги: «Явление ангела» (2001), «Колесо обозрения» (2001), «С птицей на голове» (2012, Горьковская литературная премия). В Москве прошли персональные выставки его живописи: «Дух дышит, где хочет…» в театре «Школа драматического искусства» и «Возвращение с праздника» в галерее «Кино». О нём заговорили в художественных кругах. «Его называют наследником Марка Шагала и Анри Руссо, а как прозаик он явный и несомненный ученик и продолжатель Андрея Платонова, - отмечал писатель и сценарист Юрий Арабов. И не случайно его персональная выставка состоялась в художественном музее Воронежа в рамках очередного Платоновского фестиваля летом 2013 года.

Высокие сопоставления определяют вовсе не масштабы творчества, а скорее его направленность. Петкевич мог бы повторить вслед за Шагалом: «Жизнь – это очевидное чудо». Но чудо не только в смысле её чудесности, но и чудинки, чудаковатости, прихотливой и затейливой непредсказуемости, гротесковой выразительности неостановимого потока обыденного людского бытия. Эта видимая «очевидность» чу́дного и чудно̀го реализуется у него в примитивистской стилистике, напоминающей наивную удивлённость вроде бы неумелых детских рисунков, с ошеломляющей непосредственностью передающих всё, что случайно попадает в поле зрения их авторов.

Как и для них, так и для этого мастера, темой тоже становится буквально всё: вариации по мотивам древней иконописи, праздничное застолье, предметы домашнего обихода или нарядные букеты, распахнутые, просвеченные солнцем «плывущие» пейзажи, облики знакомых или случайно встреченных прохожих, люди, выходящие из храма, сидящие на лавочке, бегущие, поющие или танцующие на мосту, выпивающие или занятые рыбалкой, фантазийно-натурная, сложно выстроенная динамичная композиция «Идёт с птицей на голове», где особенно ощутимо воздействие образных возможностей кино, та непрерывно движущаяся «экранная визуальность», которая сообщает ощущение протяжённости во времени сугубо пространственному живописному произведению.

У этого живописца эта импульсивная непосредственность видения не имитированная, не извне привнесённая, а, по всей видимости, прирождённая, органично впаянная в саму его поэтику, естественно образующая стиль его образного мышления. И, как у малолетних, бесстрашно рисующих «гениев», всё написано Петкевичем с той степенью обобщённости, которая изнутри монументализирует образ. Поэтому каждая его работа, за редким исключением, воспринимается эскизом масштабной стенной росписи или значимым её фрагментом, выявляющим сущностные стороны жизни, непринуждённо переводящим буднично-бытовое в бытийное, обнаруживающим глубинный духовный смысл самых повседневных и обыденных явлений.

И становится ясным, что не так уж прост этот с виду простодушный художник, без пафосных притязаний и шумного манифестирования отстаивающий самим своим творчеством подспудное содержательное начало непритязательного, обращённого к каждому искусства. Вот к этому стоило бы внимательнее присмотреться не только нашим зрителям, но и саратовским его коллегам.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"