Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Музейный детектив: о чём рассказывает пивная кружка

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • Музейный детектив: о чём рассказывает пивная кружка
11.02.2022  —  13.03.2022

Каменная масса – особый вид керамики, которая после обжига при 1300 градусах приобретала плотный черепок и казалась выточенной из камня. Она стала изготавливаться в XVI веке в Германии, богатой залежами глины нужного качества, и по сей день воспринимается немцами как национальное производство – не случайно, в представлении многих традиционный образ ее жителя – веселый, жизнерадостный бюргер с керамической кружкой в руке.

Весь XIX век Германии проходит под знаком мифа о великом немецком средневековье, вызвавшем запрос на художественные изделия из каменной массы. Кружки и кувшины, с фантастическими гербами, сценами из Нового и Ветхого завета, а также из жизни средневековья, снабженные нравоучительными изречениями о пользе и вреде пития, стали объектом собирательства. Основатель Радищевского музея А.П. Боголюбов, не смог остаться к ним равнодушным – именно от него поступила основная часть предметов немецкой керамики.

КУВШИН С ПИТЕЙНЫМИ СЦЕНАМИ

Германия. Мастерская Меркельбаха и Вика, около 1880, по мотивам эскиза Л. Фольца начала 1840-х годов.

Каменная масса, соляная глазурь, рельеф, роспись кобальтом и марганцем. Высота - 46,5.

Поступление: в 1897 по завещанию А.П. Боголюбова.

Модель кувшина была невероятно популярна, воспроизводилась, с некоторыми изменениями, вплоть до конца XIX века разными керамическими предприятиями. Ее варианты находятся во многих музеях. Одна из причин такой популярности – содержание изображенных сценок.

По тулову кувшина на спиралевидном фризе представлена многофигурная композиция, состоящая из различных сцен пития, наглядно демонстрирующих его пользу и вред. Они сопровождаются соответствующими надписями.

На самой верхней картинке изображен лежащий в постели изможденный больной. Вино в данном случае имеет назначение лекарства: «напиток полезен для больного, он придаст ему сил».

Следующие две сценки представляют отдых после трудового дня. К ним относятся надписи «После дневных трудов я награждаю прохладным напитком» и «Пропустить стаканчик с другом очень хорошо» показывающие напиток как заслуженную награду за труд. Здесь же звучит «песенная» тема: «В меру выпивать, петь песни – добрые дела», «Вино и веселая песня радуют душу».

Затем оценка происходящего художником явно меняется. В следующей сценке мужчина, пьющий на ходу пиво, уже направляется вниз, туда, где изображены события, предвещающие его участь. Рядом с ним – мужчина и женщина, видимо, семейная пара. Женщина пытается развернуть действие вверх, мужчина явно сопротивляется. Сюда относится надпись: «Неумеренно тратить каждую получку – наказывать самого себя». Женщина показана как хранительница семейного бюджета и домашнего очага.

Далее – картежники, которые явно выпили лишнего, один из них уже схватился за нож. Здесь же присутствует посланец ада: «Где попойка/пьянство, там игры и ссоры, и тут же черт рядом».

Три оставшихся персонажа демонстрируют крайние степени опьянения. Если первый из них еще способен идти, то второго ноги уже не держат: придерживая сваливающуюся с головы шляпу (знак его прежней степенности) он буквально спотыкается о свинью. И закономерный финал: последний участник этого представления лежит в грязи вместе со свиньями и жабами. Под ними размещен соответствующий текст: «Тот, кто пьет сверх меры, как жаба, попадает в дерьмо».

В самом низу, на ножке кувшина, сделан общий вывод: «Наслаждайся тем, что тебе посылает Господь, соблюдая меру и имея цель, спокойно и с пониманием, так ты приобретешь бодрость духа во славу Божью и себе во спасение». Таким образом, через сцены пития здесь раскрываются правила жизни немецкого «среднего сословия» – основного потребителя бытовой керамики эпохи историзма, а сам кувшин является занимательной проповедью о правилах достойной жизни.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"