Выставка «Добродетель и порок Уильяма Хогарта»
Автор: | Алексеева Вера Юрьевна - заведующий сектором |
Выставка приурочена ко дню рождения основателя музея – Алексея Петровича Боголюбова (28 марта 1824 года).
Впервые гравюры немецкого мастера Эрнста Людовика Рипенхаузена (1762-1840) в таком составе экспонировались в 2019 году, в филиале музея – Энгельсской картинной галерее. Выставка привлекла внимание и активно посещалась. Теперь, спустя два года она открывается в графическом зале исторического корпуса музея в цикле «Графический альбом».
Альбом Рипенхаузена был передан в дар музею в 1885 году А.П. Боголюбовым. Он состоит из 75 листов, выполненных в технике резца и офорта, в конце XVIII века,
Зрителям будет представлено более 30 гравюр, выполненных с работ Уильяма Хогарта (1697–1764, Англия) – главного моралиста своей эпохи и создателя серии нравоучительных картин в виде живописных полотен и гравюр.
Эрнст Людовик Рипенхаузен – выдающийся мастер гравюры работал в университетском городке Геттинген, где иллюстрировал публикации профессоров университета. Свою известность получил, исполнив гравюры «по Хогарту». Впервые они появились в календаре Лихтенберга, включавшем 89 миниатюрных репродукций, основанных на гравюрах Уильяма Хогарта. Социально-критические, юмористические, сатирические произведения английского художника вызвали большой интерес в Германии.
Некоторые из этих листов были добавлены в карманный календарь Геттингена с 1785 года, а затем полная серия была опубликована в 14 иллюстрированных книгах между 1794 и 1835 годами Дитрихом в Геттингене под заголовком: «Подробное объяснение Г.К. Лихтенберга гравюр на медной пластине Хогарта, с уменьшенными, но полными копиями, сделанными Э.Л. Рипенхаузеном».
Уильям Хогарт был одним из основателей британской национальной школы живописи, выдающимся мастером социальной сатиры и карикатуры. Его картины пользовались огромной популярностью при жизни художника и не утратили актуальности в наше время. Сегодня их можно было бы назвать нравоучительными комиксами, в них постепенно раскрывалась судьба персонажа. Детство, проведенное «на дне» Лондона, давало художнику массу сюжетов, и все они находили отклик в сердцах людей. Репродукционные тиражные гравюры с картин Уильяма Хогарта сделали его сюжеты очень популярными и широко известными. В середине 50-х годов XVIII века почти в любой английской лавочке или книжном магазине можно было купить гравюры с работ художника.
В полном составе на выставке представлены следующие серии: «Карьера мота» (1732-1733), «Четыре времени суток» (1738), «Модный брак» (1743-1745), «Выборы в парламент» (1754).