Впервые в Саратове «Золото сарматов»

Дата мероприятия:  22.11.2013  —  23.02.2014
Телефон:  26-16-06
Стоимость билета:  от 70 до 120 руб.


Выставка работает вторник - пятница для индивидуального просмотра.
Экскурсии вторник - пятница проводятся по предварительному заказу.
Суббота, воскресенье экскурсии проходят каждый час с 11.00 до 16.00
Понедельник - выходной
4 февраля - санитарный день

Уникальная выставка из Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника охватывает историческую эпоху обитания в степях Северного Прикаспия савромато-сарматских племен (VI в. до н.э. IV в. н.э.). В экспозиции представлены 189 музейных предмета, из них - 176 из золота и серебра. Это замечательные образцы древнего искусства, которые происходят из захоронений, обнаруженных на территории Северного Прикаспия. Большинство из них - не просто ценные вещи, но прекрасные ювелирные изделия, являющиеся гордостью музейного собрания. Среди них женские и мужские украшения (серьги, браслеты, перстни, пряжки, подвески, бляшки), великолепные образцы сосудов с изысканными изображениями животных в виде ручек, украшения конской сбруи и другие. Произведения искусства поведают нам о малоизвестных эпизодах истории древних кочевых племён, известных под общим названием – сарматы.

Огромная империя воинственных кочевников в течение двух тысячелетий простиралась от Дальнего Востока до Дуная. Отец истории Геродот (V век до н.э.) оставил описание племён, живших на территории Нижнего Поволжья: «За рекой Танаисом (Доном) уже не скифская земля, первый из тамошних участков земли принадлежал савроматам». Савроматы предшественники сармат. Сведения о них дошли до нас благодаря описаниям древних греческих историков, но основным источником изучения кочевой культуры являются археологические памятники – курганы, древние захоронения, многолетнее изучение которых позволило сформировать богатейшую коллекцию золотых украшений, представляющую собой огромную художественную и историческую ценность.

Золото скифов, золото инков, золото сарматов вызывают большой интерес не только высокой ценностью, но и своей завораживающей красотой. Золото всегда привлекало человека. С древнейших времён оно считалось проявлением Божественной солнечной энергии. Покровительство богов и природы человек воспринимал через знаки и образы, воплощенные в этом металле. Центральными предметами выставки является коллекция золотых предметов, ритуальных сосудов и украшений конской упряжи. Особыми художественными качествами обладают предметы из погребения сарматского вождя. Это великолепная золотая пектораль или гривна IV в. до н.э. – символ власти со сценами «терзаний», выполненных в «зверином стиле»; золотые бляшки в виде бараньих голов, считавшихся символом небесной благодати. Ими был украшен наряд вождя. Савроматы и сарматы обожествляли лошадь, от поведения которой порой зависела их жизнь. Сбруя коня украшалась магическими оберегами в зооморфном стиле, отражающем образы оленей, медведей, кабанов или хищных птиц. Особым парадным украшением конской упряжи являлись фалары – золотые или серебряные бляхи. На них также изображались различные зооморфные орнаменты. Уникальными являются серебряные фалары с рельефным изображением скачущего всадника.

Предметы культового назначения, вооружение, конская упряжь, украшения часто выполнялись в так называемом «зверином стиле» и имели сакральный характер. Отличительной чертой «звериного стиля» являлось изображение животных – оленя, пантеры, лошади, барана, птиц, грифонов. Ведущим признаком звериного стиля являлся способ моделирования поверхности предмета. Многогранные стилизованные композиции из переплетений частей их тел превращались в сложные динамичные орнаментальные изображения. Максимальная плотность заполнения поверхности приводила к тому, что в контур одного зверя вписывался контур другого и третьего. Разгадывать такие изображения трудно, но интересно. Декоративные предметы становились амулетами, оберегавшими людей от превратностей судьбы. Например, золотые браслеты – поручи являлись не только украшением, но и защищали воина от вражеских стрел.

Это искусство уходит корнями в тотемизм – представление человека о происхождении его рода от того или иного значительного в мире природы животного. Люди обожествляли свой тотем – покровителя, якобы влиявшего на реальную жизнь соплеменников. Так, родовым тотемом является золотое нагрудное украшение в виде кулана VI-V в. до н.э. (степной лошади) из захоронения знатной жрицы. Восхищает разнообразие использования сарматами приёмов ювелирного творчества: чеканка, тиснение, пайка, зернь, скань. Восхищает и результат: высокохудожественное отображение кочевого образа жизни и быта цивилизации древности.

Культура сарматов просуществовала примерно до второй половины IV века н.э. – эпохи, ставшей для степей Северного Прикаспия переломной. Великое переселение народов растворило сарматские племена в новых мощных волнах кочевников-гуннов. Часть сарматских племён вошла в состав гуннского союза и оказалась на территории Западной Европы, дойдя даже до Италии и Испании. Часть ушла на Северный Кавказ и осела на территории современной Осетии. До сегодняшних дней некоторые обычаи осетин несут на себе черты культуры знаменитых сарматов, оставивших в мировой истории яркий след.

«Звериный стиль» оказал влияние на последующее развитие орнаментики романского периода в искусстве народов Западной Европы и владимиро-суздальской белокаменной резьбы в Древней Руси.

Выставка золотых изделий, демонстрирующая высокий уровень ювелирного искусства древности - пример творческой созидательной деятельности, увековечивающей имя любого народа.

В 2005 году археологическая коллекция золотых, серебряных и бронзовых изделий сарматского времени экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Риме, где пользовалась огромным успехом.

Материал подготовлен Еленой Слухаевой, Элеонорой Белонович

***

Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник-старейший из региональных музеев России. Сегодня музей-заповедник включает в себя 14 филиалов, пять из них расположены в городе Астрахани, девять в районах области. В музее имеются реставрационные и художественные мастерские, таксидермическая лаборатория, столярная мастерская. Собрание музея насчитывает свыше 300 тысяч предметов и отличается большим разнообразием. Оно включает в себя уникальные естественно-научные коллекции-археологические, этнографические, нумизматические, таксидермические коллекции флоры и фауны, и многие другие.

История создания и развития Астраханского музея-заповедника уходит корнями в далекий XIX век, в первой половине которого, а именно в декабре 1837 года, по решению губернатора Ивана Семёновича Тимирязева в Астрахани был открыт «Губернский музеум».

В 1890 году зоологическая, археологическая, нумизматическая коллекции, альбом фотографий, представленные обществом на Казанскую торгово-промышленную выставку, были удостоены многочисленных наград. 5 марта 1897 года состоялось официальное открытие Астраханского Петровского музея. В 1911 году его экспозиции были размещены в новом здании «Городских учреждений», где они и располагаются в настоящее время. Кстати, краеведческий музей, головное здание музея-заповедника, расположен в здании городских учреждений, которое построено в 1901-1904, 1909-1912гг. Сегодня в этом здании кроме музея размещается областная администрация с приёмной губернатора и областное Представительное Собрание. В 1974 году музею был передан Астраханский кремль, ставший основой созданного распоряжением правительства в 1980 году музея - заповедника.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений