Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Паула Модерзон-Бекер и художники Ворпсведе. Рисунки и гравюры. 1895-1906

Автор: 
Статья подготовлена по материалам каталога выставки из собрания Института связей с зарубежными странами «Паула Модерзон-Бекер и художники Ворпсведе. Рисунки и гравюры 1895 - 1906». Издательство Государственного Эрмитажа. г. Санкт-Петербург. 2012

13 сентября – 13 октября 2013

Радищевский музей, ул. Первомайская, 75
Открытие: 13 сентября 17.00
Цены на билеты
тел. 26-16-06

Данная выставка предоставлена Институтом связей с зарубежными странами ifa (Штутгарт, Германия) и демонстрируется Гете-Институтом (Москва) в рамках Года Германии в России.. В экспозиции представлено более шестидесяти рисунков и гравюр Паулы Модерзон-Бекер, одной из самых ярких представительниц немецкого искусства рубежа XIX – ХХ веков, и ее коллег из художественной колонии Ворпсведе, а также документальные фотографии, которые расскажут об их жизни, и книги с иллюстрациями художников этой группы.

В небольшой деревушке Ворпсведе близ города Бремена на севере Германии в конце 1880-х годов молодые немецкие художники основали художественную колонию и посвятили свое творчество заповедной природе этого удаленного края, его людям и их патриархальному быту.

Для художников из Ворпсведе наибольшей ценностью представлялась нетронутая природа, человек, живущий в гармонии с окружающим миром. Как в этом, так и в своем понимании живописи, они полностью находились в русле немецкого искусства второй половины XIX века. Талант и ориентация на традиционные ценности уже в середине 1890-х годов принесли им успех и признание.

Объединяющее их преклонение перед родной природой и стремление поэтизировать ее не превратило их искусство в нечто монолитное. Это было общество ярких индивидуальностей. Каждый создавал произведения с выраженным персональным отношением, в своей живописной манере, со своим кругом тем и сюжетов. Кто-то предпочитал работать только в пейзаже, для кого-то особый интерес представляли наблюдения за жизнью местных крестьян, быт которых отличался подлинной патриархальностью. Фриц Макензен и Ганс ам Энде продолжали традиции жанровой и пейзажной школы Дюссельдорфа. Для них социальный и морализирующий аспект творчества и приверженность реалистической манере оставались незыблемыми величинами в искусстве. Отто Модерзон, испытавший наибольшее влияние барбизонцев, французских пейзажистов середины XIX века, близко подошел к декоративным решениям в пейзаже, свойственным стилистике искусства модерна. Фогелер лишь начал с традиционных пейзажей, но испытав мощное воздействие искусства прерафаэлитов, сформировался в одного из наиболее ярких представителей искусства модерна в Германии. Жизнь дала этому художественному объединению не более десяти лет совместной творческой и выставочной деятельности, но и в дальнейшем они продолжали общаться и работать в Ворпсведе.

В середине 1890-х годов, после ряда выставок в крупнейших художественных центрах Германии, к Обществу художников Ворпсведе пришел успех, и на рубеже веков в тихую деревню стали приезжать другие художники и писатели.

В 1898 году художница Паула Модерзон-Бекер, жена художника Отто Модерзона, переехала в Ворпсведе, чтобы работать на природе, но в отличие от своих коллег она не стремилась отображать внешние проявления, ее интересовала внутренняя суть событий и явлений.

Паула Модерзон-Бекер принадлежит к числу значительных художников рубежа ХХ века. Ее можно считать предтечей раннего экспрессионизма, символической фигурой движения за женское равноправие в жизни и в искусстве. Около тысячи сохранившихся рисунков Паулы Модерзон-Бекер говорят о систематической серьезной работе художницы. На выставке представлено лишь одиннадцать из них. На ее рисунках и офортах 1895-1905 годов, представленных на выставке, можно наблюдать некоторое упрощение форм – прием, составлявший ее художественное кредо. Ее небольшие эстампы обладают особой эмоциональностью и оттенком монументальности, присущей также ее живописным полотнам.

Сто лет назад тема выставки «Паула Модерзон-Бекер и художники группы Ворпсведе» вызвала бы в Германии - как минимум - недоумение. О Пауле Модерзон-Бекер и самые знающие могли бы сказать лишь, что это жена Отто Модерзона, пейзажиста из Ворпсведе. Работы Паулы были неизвестны публике. Она выставляла свои картины только в составе группы Ворпсведе и всего несколько раз. Написав за свою короткую жизнь более семисот полотен, она смогла продать лишь две картины, а гравюры были напечатаны в 1913 году небольшим тиражом спустя шесть лет после ее ухода. Офорты Паулы Модерзон-Бекер, как и ее рисунки, отличает особая эмоциональность. Эти небольшие эстампы обладают качеством монументальности, присущей ее живописным полотнам. Паула Модерзон-Бекер создала всего тринадцать офортов, но прижизненных оттисков не сохранилось. Знаменитый берлинский печатник Отто Фельзинг, с которым сотрудничали художники Ворпсведе, напечатал их несколько лет спустя после ее смерти.

Райнер Мария Рильке, написавший в 1902 году о Ворпсведе книгу, вдохновенно прославлял природу Ворпсведе. Но, даже воспетое Рильке творчество художников Ворпсведе, давно осталось бы уделом местных музеев, если бы не искусство Паулы.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры