Барбизон! Выставка картин французских художников XIX века из коллекции Александра Буянина (Саратов)

Автор:  Красноперова Лидия Петровна

  • Блюм С. Дорога к дому. 1890-е




12 сентября – 6 октября 2013


Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова, ул. Вольская, 33

Открытие: 12 сентября 16.00

Цены на билеты

тел. 22-27-52

Весной сего года саратовец, Александр Сергеевич Буянин, предложил музейным сотрудникам осмотреть его коллекцию французских художников XIX века. Чудо! В обычной квартире советского образца стены увешаны картинами из антикварных салонов Европы. В основном это — пейзажи, подобранные тщательно, со вкусом и любовью. Столь же необычна, как и коллекция, судьба Александра Сергеевича, офицера запаса Российской армии. О том, как он очутился в Париже, зрители узнают из журнальной публикации, представленной в экспозиционном зале.

Радищевский музей в последнее время показал несколько выставок западноевропейских художников из саратовских частных собраний, но эта — особенная. Александр Сергеевич Буянин не преследует коммерческих целей. Он считает необходимым приобщить соотечественников к картинам замечательных художников, поделиться радостью своего открытия. Полюбившиеся ему «поздние барбизонцы» свободно находят путь к душе человека, даже если он не очень подготовлен к восприятию живописи.

«Барбизон» – французская деревушка под Парижем в лесу Фонтенбло. В XIX веке её название вошло в историю европейского искусства. Там в 1830-е годы поселились молодые художники, совершившие в искусстве поворот к реализму. Они стремились убедить публику, что красивые пейзажи существуют не только в Италии и их не надо сочинять на своих полотнах. Скромная природа, окружающая художника на его родине, открывает наблюдательному живописцу свою особенную красоту и смысл. Теодор Руссо, Констан Тройон, Диаз да ла Пенья, Шарль Добиньи — ныне знаменитые мастера. Барбизонцы проложили путь импрессионистам, Сезанну и новейшим течениям XX века.

Кажется, эпоха лирического пейзажа навсегда отошла в прошлое вместе с романтическим мировоззрением. Однако, как мы видим на этой небольшой выставке, немало художников в конце XIX века остались верны традиции. Поэзия природы в живописи всегда пользуется симпатией зрителей. Почему?

Решительные новации рубежа XIX – XX веков оказались значимы для немногих. Большинство людей по-прежнему искали в живописи отдохновения от жёсткой реальности, приятного созерцания, ясности и покоя. Таким образом, стиль старой барбизонской школы, освобождённый от крайностей реалистического анализа, оказался востребованным в конце XIX века. Десятки художников работают в русле лирического пейзажа. Он трогает нас и сейчас, через сто лет. Некоторые авторы находятся под обаянием туманной живописи К. Коро, другие — увлекаются эффектной красочностью Диаза де ла Пенья. Главное же, что сближает всех этих мастеров, придаёт их картинам обаяние – пространственное построение пейзажей. Оно не уводит зрителя в бесконечные и тревожащие романтические дали. Здесь всё близко, обжито людьми, гармонично дополнившими своими постройками сельский ландшафт. В этом уютном мире обязательно находится место человеческой фигуре. А зритель также невольно погружается в чистый и ласковый мир, который врачует душу.

Все работы имеют авторские подписи. Качество живописи говорит о хорошей профессиональной выучке. Однако об авторах картин почти ничего не удалось узнать. Судя по каталогам аукционов, интерес к этим мастерам в настоящее время возрастает.

Экспонирование выставки в музее В.Э. Борисова-Мусатова вполне уместно, ведь и он в конце XIX века жил, учился и работал в Париже.



Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений