«Знаменосец» XIX век. Сверчков В.Д. Цикл «Выставка одной картины»

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • «Знаменосец» XIX век. Сверчков В.Д. Цикл «Выставка одной картины»
Дата мероприятия:  03.09.2018  —  07.10.2018

Живописное произведение В.Д. Сверчкова (1821–1888 гг.) экспонировалось в 2018 году на выставке западноевропейского искусства из собрания Радищевского музея «Оригинал. Копия. Подделка?» Многочисленные зрители и экскурсанты постоянно проявляли интерес к данной работе, поэтому она вновь появилась в экспозиции в рамках проекта «Выставка одной картины».

Картина находилась в коллекции художника В.Д. Сверчкова, друга А.П. Боголюбова, сделавшего щедрый дар Радищевскому музею. Творческий диапазон В.Д. Сверчкова был очень широким – он писал батальные сцены, портреты, натюрморты. Среди подаренных им картин – «Знаменосец» (холст, масло, 107х80), записанный в музейный инвентарь как работа нидерландца Бартоломеуса ван дер Хельста (1613–1670). Вскоре она стала считаться копией с работы этого мастера. Ещё в 1915 году известный киевский искусствовед С.А. Гиляров отметил её высокий уровень: «Из копий нельзя пройти мимо мужского портрета Ван дер Гельста». Однако надпись на гербе: «Aetatis Suаe 36 An Domini 1590» (изображён в возрасте 36 лет, в году 1590) говорит о том, что эта картина не могла быть копией с Б. Ван дер Хельста, родившегося в 1613 году. Мы нашли автора оригинала, который хранится в собрании Старой пинакотеки в Мюнхене. Это – нидерландский мастер, работавший в Антверпене в конце XVI века. Картина написана на дубовой доске, ее размер – 105х87 см.

«Знаменосец» – единственная копия среди подаренных В.Д. Сверчковым оригиналов. Фабричный холст, характер красочных материалов и манера их наложения свидетельствуют о том, что она была выполнена в XIX веке. На обороте холста – штамп мюнхенской фабрики по изготовлению холстов. Явно, что копиист жил в Мюнхене, был очень хорошим, профессиональным художником. Очевидно, что копия была сделана самим Владимиром Дмитриевичем, изучавшим манеру старых нидерландских мастеров. Её сравнение с натюрмортом кисти В.Д. Сверчкова из собрания Радищевского музея подтверждает это предположение.

Художник не слепо копирует работу нидерландского мастера, а изменяет её в связи с представлениями своего времени. Для человека XIХ века изображённая в анфас, основательная, занимающая всё пространство почти квадратного формата фигура знаменосца казалось слишком статичной. В.Д. Сверчков использует более вытянутый формат, чуть усиливая ракурс и удлиняя пропорции. В результате исчезает свойственная XVI веку основательность и монументальность, фигура знаменосца приобретает некоторое изящество. Если картина нидерландского мастера представляет действительно знаменосца – члена гильдии стрелков, защитника города, то в варианте В.Д. Сверчкова, это, скорее, участник одного из костюмированных балов, популярных в эпоху историзма.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений