С возрастом человек яснее осознаёт, как быстротечна жизнь. И перед ним невольно встаёт извечный философский вопрос: для чего он живёт на земле и какой след после себя оставит. Георгий Иванович Лбов (15.03.1924 – 02.05.2017), хвалынский художник, человек редкой одарённости и своеобразной творческой судьбы, ответил на этот вопрос просто – своей жизнью, связанной с его родным городом Хвалынском и отданной служению культуре и детям.

Для художника, слова «все мы родом из детства», имеют особенный смысл, потому что часто эти яркие впечатления питают всё его творчество.

Чем старше становится человек, тем ярче всплывают в его памяти детские воспоминания. Вот он босоногий мальчишка внимательно следит за быстрыми руками матери: к весеннему празднику Святого Егория (Георгия), в честь которого и дано ему было имя, из теста она лепит жаворонков. Как ловко у неё получается! Жаворонки вот-вот вспорхнут и улетят с протвеня. Они и на самом деле улетают в пылающую жаром печь, ещё немного и красивая, вкусная выпечка лежит на столе, наполняя ароматом свежевыпеченного хлеба весь маленький домик. Зажав в маленьком кулачке несколько жаворонков, Юра выбегает на улицу показать такую красотищу соседским мальчишкам.

На следующий день любознательный пятилетний малыш из глины сам лепит птиц, красками раскрашивая их, старательно рисуя глаза, пёрышки. Птицы получаются не такими красивыми, как у матери, но ребятам нравятся, и они просят их научить лепить птиц. Юра с мальчишками постарше ходили рыть глину, а после лепили вместе жаворонков. Юрины жаворонки были лучшими – авторитет среди ребятни поднялся, уважали его не только сверстники, но и старшие ребята.

В школе учителем рисования и черчения был замечательный художник Елатонцев Илларион Автономович - друг Б.М. Кустодиева и И.С Горюшкина-Сорокопудова, с которыми вместе учился в Астрахани у П.А. Власова. Именно он приметил способного ученика, научив его основам грамотного изображения. В школе и была организована первая выставка рисунков Георгия Лбова. С этого момента по личной просьбе директора школы он стал ответственным за выпуск школьных стенгазет и праздничных плакатов. Юноша, поверив в свои способности, твёрдо решил получить художественное образование, и после окончания семилетки в 1939 году поехал сдавать экзамены в Саратовское художественное училище. Г.И. Лбов успешно сдал экзамены. Желание его исполнилось, но возможности учиться не было – отсутствие денег и общежития стали главными причинами, из-за которых пришлось вернуться в Хвалынск и продолжить учёбу в школе. Весной 1941 года Юрий принял участие в районной выставке-олимпиаде (так в то время назывался смотр художественной самодеятельности) учащихся школ. Выставка экспонировалась в краеведческом музее, и директор музея В.Ф. Орехов отметил акварели Лбова, как лучшие. Уже в то время Лбов писал портреты своих школьных друзей.
В 1942 году Георгий окончил школу, получил среднее образование. Шла война, молодёжь стремилась на фронт, но Лбова медкомиссия признала годным лишь к нестроевой службе, и его прикрепили к военкомату.

В начале ноября 1942 года Георгий Иванович поступил на годичные курсы Хвалынского педучилища, выпускавшего учителей начальных классов. В училище он зарекомендовал себя, как художник, писал портреты полководцев – Кутузова, Суворова. После завершения учёбы он преподавал в школе.

С 1946 года у Г.И. Лбова начинается важный этап в жизни, его мечта наконец-то осуществилась – в свои 22 года он становится студентом Саратовского художественного училища. На 5 курсе училища живопись преподавал Иван Никитич Щеглов, добрый и чуткий наставник, который сорок лет посвятил своим ученикам. Иван Никитич приносил в училище отличного дореволюционного качества репродукции художников-импрессионистов и любимого им Сезанна, открывая новые формальные возможности, а главное – чистоту цвета и интерес к первоисточнику – природе. Именно И.Н. Щеглов привил своим ученикам любовь к камерным пейзажам. В 1952 году, после окончания училища, Георгий Иванович поступил в Московский педагогический институт.

Классический, можно сказать «хрестоматийный», прямой и целеустремлённый путь в искусство. Но рядом с творческой биографией, переплетаясь с ней, существует и просто биография – жизнь человека со всеми её «поворотами», «передрягами» и «ухабами», которые Георгий Иванович преодолел с честью. Запись в Дипломе «Художник-оформитель и учитель рисования и черчения» означала негласно «мастер на все руки». Он мог выполнить любую художественную работу – от станковой живописи до оформления стендов и плакатов. Предпочтение было отдано педагогической работе.

С 1956 по 2000 год Георгий Иванович работал в изостудии при Доме пионеров. Он с глубокой нежностью относился к своим ученикам, их заботам и радостям, переживая с ними победы и огорчения. Своим ученикам прививал вдумчивое отношение к натуре, пластике, пространству, а главное – учил творчески мыслить. Педагог поддерживал неповторимую индивидуальность в своих учениках, помогая своему подопечному утвердиться в ней.

Учениками Г.И. Лбова были живописец Сергей Георгиевич Серов и карикатурист Александр Дьяков. Общение с детьми помогло Георгию Ивановичу сохранить интерес к жизни и ясный ум. О своём творчестве Г.И. Лбов говорил: «В творчестве стараюсь быть предельно искренним. В жизни можно сыграть какую-то роль, но в искусстве это невозможно. В творчестве, в большом его понимании, стараешься отобразить переживание, своё отношение ко всему, что окружает, то есть, моё творчество – сам я. Моё творчество, мой язык, моё самовыражение чувств и мыслей – это лично моё».

Конечно, ему пришлось много учиться, годами постигая секреты и организации холста, и самой живописной техники. Он впитал лучшие традиции русской реалистической школы. Художник создал ряд интересных этюдов, посвящённых Хвалынску и его окрестностям, воспел нежную и хрупкую красоту родной природы, её скромность и задушевность.

Георгий Иванович о своём подходе к живописной работе говорил: «Я долго обдумываю композицию, выбираю цвета. Если с натурой нет контакта – ничего не получится. При составлении композиции слежу, чтобы и свет, и тень, и движение – всё было». Он поклонник тональной живописи, считал, что гармонии можно достичь отсутствием контраста.

Г.И. Лбов умел мыслить композиционно, работал даже над небольшим по размеру полотном, как над значимым произведением, грамотно расставляя акценты и выстраивая планы, цветотонально организуя холст.

Художник пробовал себя в разных жанрах, но предпочтение отдавал пейзажу. Ко многим сюжетам и мотивам Г.И. Лбов обращался неоднократно, видел красоту в обыденном. К таким работам относятся «Дворик. Май», «Вечерний сад».

Георгий Иванович прожил 93 года жизнь, наполненную трудом. Он остался в памяти хвалынских жителей добрым человеком, служившим искусству и детям. Его работы «Стожок на острове», «Собачий остров», «Волга. Таши», «Портрет старика» приобретены художественно-мемориальным музеем К.С. Петрова-Водкина. Многие работы художника, храня память об их создателе, украшают частные коллекции не только Хвалынска, но и других городов.

Видео


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений