«Острые беседы живописца с натурой»

Автор:  Анашкина Елена Эдуардовна

Музейное занятие для учащихся о жанре натюрморта в творчестве К.С. Петрова-Водкина


В Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина 15 февраля 2018 года – в День памяти художника – состоялось музейное занятие, посвященное натюрморту - одному из важнейших жанров в творчестве мастера.

Учащиеся 8 «А» класса МОУ СОШ №2 (кл.рук. Селиверстова О.И.) в ходе беседы познакомились с различными этапами развития натюрморта, приняли участие в викторине на знание авторов самых известных натюрмортов. Главной темой беседы стало творчество К.С. Петрова-Водкина, своеобразие его трактовки этого жанра.

С помощью мультимедийной презентации вниманию зрителей были представлены натюрморты Петрова-Водкина, созданные в разное время. В короткий период с 1917 по 1920 год этот жанр стал важнейшим в его живописи. Художник именно в предмете обрёл точку опоры в мире, потерявшем устойчивость из-за революционных потрясений. Он учился и учил смотреть на предметную среду без привычки оценивать её по заранее определенному набору качеств. В автобиографической повести «Пространство Эвклида» Петров-Водкин отмечал: «Натюрморт – это одна из острых бесед живописца с натурой. В нём сюжет и психологизм не загораживают определения предмета в пространстве. Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, - в этом основное требование натюрморта. И в этом – большая познавательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем». Кузьма Сергеевич считал, что художник должен начинать создание образа не с отвлеченной идеи, а со зрительных ощущений. Глаз человека видит не через навязанную заранее мысль, а сам даёт пищу для размышлений. Так, в натюрморте «Скрипка» (1918) мягкий изгиб хрупкого музыкального инструмента вносит нежную ноту в прямоугольную геометрию городского пейзажа. Любимый художником инструмент, на котором он играл солнечного Моцарта, становится в картине образом гармонии, столь необходимой в тревожной реальности суровой эпохи. Художник любил вводить в натюрморты зеркала, стеклянные или просто какие-нибудь блестящие предметы (самовар, никелированный чайник), позволявшие анализировать сложную игру рефлексов, преломлений падающих и отраженных во внутренних гранях пучков света («Натюрморт с зеркалом», 1919; «Натюрморт с самоваром», 1920). Разложенные и расставленные на столе вещи рассматриваются сверху, так что расположение их поддаётся точной фиксации; полированные грани чайника или покрытая стеклом поверхность стола удваивают изображение, позволяя взглянуть на него с невидимой художнику стороны. Самое поразительное во всех натюрмортах Петрова-Водкина заключается в том, что пристальный анализ предметов и строгая композиция работ ни в какой мере не лишают их непосредственности восприятия натуры, а также богатства и тонкости цвета. Особая чёткость изображения, в котором предметы как бы названы по очереди и не заслоняют друг друга, рождает чувство полноты жизни и радости от созерцания этих произведений Петрова-Водкина.

В заключительной части занятия учащиеся познакомились с живописными натюрмортами современных художников, представленными в экспозиции картинной галереи им. К.С. Петрова-Водкина: работами Е.Мальцевой, Т.Маскаевой, Т.Степановой и В.Устинова.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений