Графика Петра Дика из коллекции Радищевского музея
Автор: | Боровская Марина Игоревна - заместитель генерального директора по научной и экспозиционно-выставочной работе |
Пётр Гергардович Дик (1 января 1939, Алтайский край – 14 августа 2002, Германия) – выдающийся российский художник-график. Член Союза художников России (1977), Народный художник России (1999).
Пётр Дик в 1962 году окончил Свердловское художественное училище имени И.Д. Шадра, а в 1973 году – Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское).
С конца 1960-х годов жил во Владимире, где примерно десятилетием раньше начала складываться самобытная художественная школа.
В 1991 году ему присвоено звание Заслуженного художника РСФСР, в 1999 году – Народного художника России, в 2001 году был удостоен российско-германской премии в области культуры.
Скончался скоропостижно 14 августа 2002 года в городе Ворпсведе, в Германии, накануне открытия своей персональной выставки. Похоронен во Владимире.
С 1992 года работы художника, этнического немца, экспонируются в Дюссельдорфе, Берлине, Мюнхене, Санкт-Августине, Гамбурге, Поммерсфельдене и Нюрнберге, а в Эрлангене состоялись четыре его персональные выставки. Графика Дика приобретена Баварским государственным фондом художественных коллекций в Мюнхене.
В России произведения мастера находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Владимиро-Суздальского историко-архитектурного художественного музея-заповедника, музеев Новосибирска, Омска, Орла, Твери, Тулы, Тюмени, в коллекции редакции журнала «Наше наследие», а также в частных собраниях в России и за рубежом.
Собранию Радищевского музея принадлежат около двадцати работ, переданных, в том числе в дар, вдовой художника Кирой Сергеевной Лимоновой. Они были отобраны с персональной выставки графика, которая проходила в музее в апреле 2014 года, став ярким и запоминающимся событием саратовской выставочной жизни.
Все работы, относящиеся к 1990-м и началу 2000-х годов, выполнены в излюбленной технике мастера – сухая пастель, наносимая, чаще всего, на наждачную или велюровую бумагу. При этом красочный слой сознательно не закреплялся, чтобы не нарушить его естественную бархатистую фактуру. В исполнении Дика возможности этой техники многократно расширились, а пастельный штрих достиг максимальной наполненности.
Ключевую роль в произведениях мастера играет цвет. Если в ранних его работах палитра отличалась предельным лаконизмом, то к концу 1990-х цветовая гамма графики Дика обрела исключительную яркость и полноту. Многие специалисты отмечают, что колорит работ Петра Дика разных периодов его творчества «наглядно демонстрирует психологически обусловленную эволюцию его мировосприятия». Крупные красочные пятна и плоскости минимально взаимодействуют друг с другом – они выражают саму сущность цвета, возвышая его почти до символического звучания. Отмечается также глубокая связь творчества Дика с древнерусским искусством, философичность его взглядов на жизнь и искусство.
Во всех тщательно отобранных для музея произведениях наблюдается наглядное проявление узнаваемого индивидуального стиля художника, которому, как уже говорилось, присущи выверенный лаконизм, цветовая обобщённость, особая эмоциональная глубина образов, аналитичность, а, нередко, и тонкое остроумие.
Показ работ Петра Дика является частью большого выставочного проекта «Сохраняя и приумножая. Из поступлений 1996–2016». В нём раскрываются самые разные стороны музейного коллекционирования, отражающие, в том числе, сложный и многоликий облик современного искусства.