Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Предметы богослужебной культуры на выставке «Черемшан. Возвращение» в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина

Автор:  Перегородова Алла Вячеславовна

Памятники богослужебной культуры составляют значительный раздел выставки «Черемшан. Возвращение», большая часть из них – священные изображения из медного сплава.

Меднолитые изделия (кресты, иконы, складни) – самая многочисленная группа среди предметов религиозного культа со времён крещения Руси, что объясняется простотой технологии, сравнительной дешевизной материала, широким спросом населения. Наибольшее распространение они имели в домашнем обиходе или в странствиях, т.е. являлись предметами личного благочестия, выполняли функцию оберега. Символическим смыслом наделялся и сам материал, из которого они изготавливались. Медь, по народному поверью, обладала «магическими» защитными свойствами, подобно тому, как библейский медный змий, поставленный по велению господа в пустыне пророком Моисеем, спас израильский народ от гибели, так медные кресты и образки «охраняли» верующего во Христа от всяких бед. Медь использовалась в сплавах – с оловом (бронза) и цинком (латунь). Сакральную нагрузку принял на себя и цвет святынь – «золотой», ту же, что несли золотые фоны и нимбы живописных икон – символ божественности.

Первоначально кресты и иконы ввозились из Византии, но привозная продукция не могла удовлетворить спрос на предметы личного благочестия, поэтому на Руси стали появляться местные школы медного литья. Византийские образцы копировали, перерабатывали, постепенно стали появляться изображения, отражающие национальные религиозные потребности.

Большая заслуга в развитии лучших традиций меднолитой пластики принадлежит старообрядцам. После раскола русской православной Церкви противники реформ патриарха Никона вынуждены были спасаться от преследования властей, и меднолитые образа ввиду малого размера и прочности, а также как «прошедшие очищение огнём» получили в их среде особую востребованность. После правительственного запрета производства, продажи и бытования медных икон и крестов (кроме тельных) в XVIII веке «лиятельное иже из меди» дело было монополизировано старообрядцами и достигло необычайной высоты художественного воплощения. Крупнейшим центром по производству медного культового литья на протяжении 18 и первой половины 19 веков было Поморье (Выговский монастырь, в первую очередь), а в середине ХIХ века эту позицию заняла община Преображенского кладбища в Москве. Наряду с этими общепризнанными центрами существовало и полукустарное производство меднолитых изделий, но именно поморское, выговское литьё оказало большое влияние на развитие литейного производства в центрах других старообрядческих толков и согласий. В 19 веке бытование старообрядческого культового медного литья устанавливается не только у приверженцев старой веры, но и сторонников господствующей Церкви, что способствовало процветанию промысла. В донесениях правительству в 1846 году указывалось, что «употребление сих икон и крестов, как известно, есть повсеместное по всей России, оно укоренилось с давнего времени между простым народом, не исключая и лиц православного исповедания, так что иконы сии имеются почти во всех избах и других жилищах и вывешиваются в селениях над воротами домов, на судах и проч. Сверх того, сими иконами крестьяне благословляют детей своих, отлучающихся в дальние дороги или поступающих в рекруты, и образа сии остаются потом у них на целую жизнь…»

Экспозиция выставки показывает разнообразие меднолитой пластики, даёт представление о развитии религиозной культуры на протяжении всего периода христианства нашего народа.

Литые иконы, в основном, представлены распространёнными сюжетами Праздничного чина, чтимых святых, различными иконографическими типами Христа и Богородицы. Парно экспонируются пользующиеся особой популярностью у староверов иконы «Спас Вседержитель», очень сходные по изображению, но изготовленные в разные исторические периоды. Экземпляр 16 века и реплика (повторение) – переливка 19 столетия наглядно показывает ориентацию старообрядческого культового литья на древнерусское искусство. Среди Богородичных изводов представлен редко встречающийся в медном литье образ – Богоматерь Оковецко-Ржевская (16 в.).

Особый раздел меднолитых икон – складни. На выставке представлены трёхстворчатые складни и фрагменты (створки) малого формата, которые использовались для ношения на груди. В нескольких отливках на выставки экспонируется панаги́я – складень, состоящий из двух створок, одна из которых является образом «Знамение», другая - образом «Ветхозаветная Троица». Использовались такие складни и для освящения «Богородичного хлеба» во время обеда в монастыре, в пути, в мирских жилищах, и как наградной знак для епископов при посвящении в сан.

На выставке экспонируется особая категория миниатюрных произведений металлопластики с христианскими изображениями – иконы-привески и крестовключённые подвески, используемые в первые века христианства. Носили их в составе ожерелий преимущественно в качестве оберегов.

Многочисленна коллекция крестов, различных по типу, форме и художественному оформлению. Представлены кресты нательные, нагрудные и напрестольный.

Широко представлены нательные кресты, в том числе и самые ранние образцы - византийского происхождения, изготовленные в 10 веке. Распределённая в хронологическом порядке, коллекция наглядно демонстрирует усложнение формы главного христианского атрибута.

Большой группой представлены тельники старообрядческие (18-19 вв.), их характерная черта – строгая восьмиконечная форма. Часто такой восьмиконечный крест, не имеющий изображения Распятия, изображён внутри четырёхконечного. Ещё одна отличительная особенность – мужские нательные кресты с прямыми концами, женские – с зауженными, похожими по форме на лист дерева.

В различных вариантах демонстрируются кресты нагрудные, преобладают энко́лпионы – двустворчатые кресты-реликварии. Такие предметы личного благочестия были наделены для верующего особой благодатью ввиду хранимых в них почитаемых святынь, поэтому иногда их называли мощевиками. Они являлись парадным вариантом нательного креста и принадлежностью представителей княжеского или царского сана, монашествующих и паломников. На подавляющем большинстве древнерусских крестов-энколпионов на лицевой створке изображается Распятие Христово, прославляющее искупительную жертву Христа, на оборотной — Богоматерь с евангелистами или святыми воинами, апостолами, творцами литургии, вместе являющими собой образ Христовой церкви. Среди этой группы крестов энколпион с редким сюжетом «Не рыдай Мене Мати» в средокрестии (16 в.). В 18 веке кресты-энколпионы вышли из обращения, а право носить нагрудные (наперсные) кресты перешло к священнослужителям.

Замечательны образцы крестов-Распятий 18 века различных иконографических типов. Сюжеты на крестах могут рассказать о принадлежности владельца к тому или иному старообрядческому согласию. Одной из основных отличительных особенностей является изображение в верхней части: беспоповские (поморские) кресты отличаются изображением Нерукотворенного Образа («Спаса на убрусе»), а поповские – Саваофа и Святого Духа в виде голубя. Два ангелы, слетающие вниз, с убрусами (полотенцами через руку), изображенные на концах верхней перекладины, присутствуют и у беспоповцев, и у поповцев. Вместо ангелов встречается изображение шестикрылого серафима, ещё один вариант – очень редкий – один ангел. Экземпляр отливки с такой выразительной деталью, придающей композиции асимметрию, экспонируется на выставке.

Каждый из представленных предметов – это отдельная история и судьба того, кто обращался к нему с молитвой и верой. Здесь «намоленные» нательные кресты воинов, павших на Бородинском поле в 1812 году и участников сражения под Шипкой (1877-1878), варяжских дружинников, служивших у русских князей (10-11 вв.).

Конечно, история не сохранила до наших дней сведения обо всех владельцах святынь, их создателях и месте происхождения. Но известно, что один из экспонатов изготовлен на территории нашего края, в середине ХХ века кустарём, дедом известного советского политика, нашего земляка, М.А. Суслова. Этот оловянный тельник не обладает высокой художественной ценностью, но является интересным историческим артефактом.

Известна история бытования литого водосвятного напрестольного креста-Распятия XIX века. Жительница с. Сосновая Маза рассказала, что в 1937 году c этим крестом её крестил сельский старообрядческий священник в день своего ареста. Предположительно, этот крест-Распятие происходит из Свято-Успенского Серапионова монастыря на Черемшане.

Среди большого массива меднолитых предметов религиозного культа имеются изделия из других материалов. В коллекции тельников имеется единичный экземпляр из янтаря (фрагмент), датированный 15-16 веками, среди самых древних (10 в.) – образцы из камня, среди самых поздних (20 в.) – из дерева и олова. Один из тельников – деревянный, в металлической оправе (19 в.), такие кресты предпочитали старообрядцы нетовского согласия (рябиновцы). В создании некоторых изделий использовались драгоценные металлы.

С большим мастерством выполнена икона из тонированного гипса «Богоматерь Казанская», привлекает внимание крест-Распятие из алюминия – грубая заводская отливка советского времени с очень редкого образца 13 века. Эти памятники истории – материальное свидетельство продолжения религиозных традиций в атеистические времена.

Церковная утварь на выставке представлена, в основном, предметами, тесно связанными с богослужением, священнодействием, имеющими как практическое, так и символическое значение. В художественное оформление некоторых предметов церковной утвари включены образы церковной живописи и архитектуры.

Кади́ло (18 в.) – сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан. Обряд каждения совершается священнослужителем в наиболее торжественных местах богослужения. Кадило символизирует Богородицу, вместившую в Себя Небесный Угль – Христа, огонь кадильных углей знаменует собой Божественное естество Христа, вещество углей – Его земную человеческую природу, а ладан знаменует собою молитвы людей, приносимые Богу.

Кадило состоит из двух частей, верхняя – кровля – вызывает ассоциацию с архитектурой, её форма подражает увенчанной крестом луковичной главке храма. Богословская метафора кадила в форме церкви – прообраз Небесного Иерусалима. Наряду с кадилом, экспонируются богослужебные предметы, выполняющие такую же символическую функцию, но вне храма (для домашнего, келейного каждения) – кацеи́ (каце́я, кация́). Более востребованы эти предметы были в среде старообрядцев, в начале 19 века почти в каждом доме кадили иконы при совершении ежедневного молитвенного правила. Они исполнены в упрощенной форме из металла и керамики, самые ранние образцы 15-16 веков.

На выставке мы видим предметы евхаристического набора. Прекрасно сохранился до наших дней ди́скос «Поклонение жертве» 19 века. Дискос используется во время Литургии. Он служит для положения на него А́гнца (четырёхугольная кубовидная сердцевина просфоры́ с печатью наверху) – который вначале должен образовать тело Христово, а потом приложится в Него, что происходит на том же дискосе. Дискос является образом того блюда, с которого Христос на Тайной вечере взял хлеб и преложил его в Свое Пречистое Тело. Согласно литургическим толкованиям, дискос символически изображает Вифлеемские ясли, где был положен родившийся Христос, а также Гроб, в котором Он был погребен. Вследствие двойного символического значения дискоса на нём стараются создавать изображения, подходящие по смыслу к обоим значениям. Так, на дне экспонируемого дискоса изображён Богомладенец, лежащий в евхаристической чаше, и два ангела с рипидами (опахалами) по бокам, а по борту дискоса надпись: «Се Агнец Божий, вземляи грехи всего мира» (взявший на Себя грехи всего мира).

Звезди́ца (16–17 вв.) – предмет церковной утвари, представляющий собой две металлические дуги, которые при помощи болта и гайки соединены крестообразно. В центре их пересечения обычно изображён крест. Звездица во время проскомидии ставится на дискос над евхаристическим хлебом и частицами, вынутыми из просфор. Она не допускает покровам прикасаться к Агнцу и не даёт частицам смешиваться между собой. В качестве литургического символа звездица ассоциируется с Вифлеемской звездой. Также звездица в сложенном положении указывает на соединение двух природ во Христе, а в развернутом представляет собой Крест. Так как служба проскомидии содержит в себе одновременно воспоминания о рождении и смерти Христа, то соответственно и звездица изображает собою соединение двух природ во Христе: (Рождество) и Вифлеемскую звезду (указывающую на рожденного Спасителя) и Крест (Христос пришёл в наш мир, чтобы принести Себя в жертву за нас).

Копие́ – обоюдоострый плоский нож с треугольным лезвием. Этот предмет богослужебной утвари символизирует копьё, которым, согласно евангельскому рассказу, были пронзены рёбра распятого Спасителя. Используется для вырезания Агнца, а также для изъятия частиц из просфор на проскомидии. На выставке два экземпляра, отлитые из бронзы мастерами 15–16 веков.

Среди многих экспонатов выставки демонстрируются предметы оформления книг – застёжки и накладные элементы (11–19 вв.) и штамп для оттиска орнамента на кожаном переплёте (18–19 вв.). Накладные элементы с изображением «Спаса на престоле» и «Распятия» – средники Евангелия, книги, занимающей особое место среди сакральных богослужебных предметов. Традиционно оклад Евангелия украшался либо дорогой тканью, либо был цельнометаллическим, или отдельные металлические чеканные накладки (наугольники, средник, дробницы) крепились к обтянутому тканью переплёту. В наугольниках изображались евангелисты – Матфей, Марк, Иоанн и Лука, один из таких образцов можно увидеть в экспозиции.

Любопытным элементом церковной утвари является печать, с помощью которой делается оттиск с изображением креста на просфоре (евхаристическом хлебе) – дорни́к. Печать на просфоре символизирует невидимую печать образа Божьего. Со времени принятия христианства форма просфорных печатей в течение веков изменялась. На выставке представлена уникальная коллекция дорников – просфорных печатей, хронологически охватывающая период с 11-го века по настоящее время.

Предметы церковной утвари являют собой источник знания, синтез духовных сил и, конечно же, материальную ценность культуры.

На выставке экспонируются и бытовые предметы наших далёких предков с христианскими изображениями, миниатюрные вещицы, имеющие большую историко-культурную ценность. Примером служит торговая пломба (привешиваемый к товарам кусочек свинца), датированная 11–13 веками с изображением Процветшего креста и вислая печать князя Юрия Долгорукого (12 в.). «Вислой» печать называется потому, что подвешивалась к документам на шнурках. В древнерусском государстве такими печатями имели право пользоваться только представители высшей государственной и церковной власти: великий князь Киевский, князья, сидевшие на самостоятельных столах, и посадники, а также митрополиты. Подделать их не представлялось возможным. Формы для них вырезались высококлассными художниками-торевтами, после смерти владельца или смещения его с поста отливки печати уничтожались во избежание злоупотреблений. На одной стороне экспонируемой печати изображен Георгий Победоносец – патрональный святой, имя которого носил князь Юрий (Георгий) Долгорукий, на другой помещен крест

Экспонируемые на выставке произведения имеют свои неповторимые черты и составляют неотъемлемую часть духовного и культурного наследия России.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"