Выставка одной картины. А.И. Бородин «Портрет Ф.Г. Новинского»

Автор:  Перегородова Алла Вячеславовна

  • А.И. Бородин. Портрет Ф.Г. Новинского. 1957
Дата мероприятия:  03.03.2017  —  15.04.2017
Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н. Радищева) в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет работу А.И. Бородина «Портрет Ф.Г. Новинского» (1957 г., холст, масло).

На полотне запечатлён мужчина в форменной одежде железнодорожника. С первого взгляда образ захватывает внимание зрителя, изображённый вызывает симпатию и уважение, он производит впечатление сильного духом человека, уверенного в себе, своей жизненной позиции, порядочного и доброго. Психологию можно в некоторой мере «прочесть» по внешним данным - крепко сложенное тело, несмотря на возраст прямая осанка, обрамлённое бородой и длинными пышными усами мужественное лицо. Но сущность портретируемого художник передаёт не аналитически, а во всей эмоционально-чувственной полноте непосредственного образного восприятия.

Фигура дана крупным планом, затеснённость обрезом холста создаёт впечатление максимальной приближенности к зрителю, заложенные за спину руки выражают доверительную открытость – это композиционный ход, устанавливающий беспрепятственный «контакт» с изображённым. Тёмный фон, почти абстрактно переданная масса зелёной листвы, не отвлекает зрительского внимания от героя портрета, подчёркивает цельность фигуры. Вглядевшись пристальнее, мы понимаем, как велико умение художника в использовании цвета и света. Он выбирает для работы полуденное время, контровое освещение, обрамляющее светящимся контуром верхнюю часть фигуры. Этот приём, достаточно сложный в живописном отношении, придаёт ноту торжественности, характеризует модель как яркую, тёплую, оптимистично настроенную личность. Лицо портретируемого, смысловой центр произведения, в тени, автор избавляет себя от «документирования» отметин времени немолодого человека, но прекрасно передаёт выражение лица и многозначительный мыслящий взгляд, в котором отпечатана «жизнь ума и сердца». Портрет ограничен по цвету, но в то же время богат по колориту, построенному, в основном, на зеленовато-охристых и голубовато-желтоватых тонах. Тонко найденными колористическими сочетаниями художник связал фигуру человека с пейзажем и передал ощущение насыщенной светом среды.

Произведение соединяет пленэрно-декоративные и психологические достижения, знаменует зрелость таланта художника – точный глаз, уверенное мастерство.

Живописное высказывание Алексея Ивановича Бородина подтверждается историей жизни изображённого, Фёдора Григорьевича Новинского.

Участник Гражданской войны, воевал в составе Чапаевской дивизии, имел наградное оружие. Более пятидесяти лет трудился в железнодорожной отрасли, 30 из них на Приволжской железной дороге, последние годы перед уходом на заслуженный отдых – главным кондуктором пассажирских поездов. За образцовый труд награждён почётными значками железнодорожника и медалями. Занимался общественной работой, возглавлял редколлегию стенной печати более трёх десятков лет. Стенгазета в те времена была мощным идеологическим оружием, в ней часто помещались статьи и самого редактора, рассказывающие о соцсоревновании в коллективе, о передовых тружениках и нарушителях дисциплины.

Неоднократно Фёдор Григорьевич избирался депутатом Кировского районного Совета депутатов трудящихся города Саратова. «Эту честь старый главный кондуктор заслужил своим самоотверженным трудом на производстве, своей неутомимой общественной работой», - гласила газета «Рабочий транспорта». Статья о нём была опубликована и в газете «Коммунист» от 06.11.1956 года.

Фёдор Григорьевич воспитал троих детей, одна из дочерей, Валентина Фёдоровна - доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Работала в институте зоологии АН Казахской ССР, заведовала кафедрой паразитологии Саратовского зооветинститута, вторая, Галина Фёдоровна - педагог, работала в школах Саратова, сын – Виктор Фёдорович, стал инженером, работал начальником управления автотранспорта Новосибирского завода химконцентратов.

Многочисленные потомки Фёдора Григорьевича помнят о нём, музейные сотрудники узнали о его биографии от родственника, саратовца Александра Алексеевича Герасимова, он предоставил свидетельства заслуг и основных жизненных событий Новинского и организовал встречу своей 11-летней внучки Ангелины с портретом прапрадеда. Ангелина занимается горнолыжным спортом, в прошлом году она участвовала в соревнованиях в Хвалынске, в плотном графике они с дедом нашли время зайти в картинную галерею, и обратиться с просьбой, показать интересующий их портрет. Отрадно видеть, как в семье передаётся память о предках, как сохраняется связь поколений.

Память о Фёдоре Григорьевиче увековечена и средствами искусства. И ещё не одно поколение музейных посетителей по портрету эпохи соцреализма замечательного мастера живописи А.И. Бородина сможет познакомиться со славным соотечественником, ставшим достойным примером для своих современников и потомков.

Алексей Иванович Бородин.
1(14).01.1915, Куриловка, Саратовская губ. – 29.08.2004, Волгоград.
Живописец, график. Учился в СХУ (1932-1936) у Ф.В.Белоусова, Б.В. Миловидова, В.М. Юстицкого. Преподавал в СХУ (1946-1956). Один из организаторов и первый директор Саратовской ДХШ (1944). Руководил изостудией в Доме пионеров. Участник ВОВ. Председатель правления Саратовского отделения СХ (1960-1964). С 1964 жил и работал в Волгограде. Член СХ с 1939. Заслуженный художник РСФСР (1967).

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений