Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Пространство и время В.Э. Борисова-Мусатова. Штрихи к биографии художника

Автор:  Белонович Элеонора Николаевна - заведующий отделом музеефикации

Выставка представляет более восьмидесяти произведений печатной графики из частной московской коллекции собирателя гравюры Владимира Гурьевича Беликова. Выбранный ряд художественных произведений, однако, не представляет работы самого В.Э. Борисова-Мусатова (1870-1905). У экспозиции, расположившейся в залах мемориального музея, другая миссия – это творческая попытка рассказать о важных вехах духовного формирования художника, кристаллизации его личности, возможность представить незаурядные, талантливые имена из товарищеского и профессионального круга общения.

Экспозиция дополнена фотографиями, художественными изданиями, текстами из писем В.Э. Борисова-Мусатова и воспоминаний его современников. Временной и стилистический диапазон выставки широк: от западноевропейской гравюры XVI века до работ мастеров русского искусства графики века XX-го. Почему? Ответ прост: ключ к нему мы найдём в биографии художника, в его дневниках, записных книжках, письмах, и, безусловно, в той напряжённой, полной событий художественной эпохе, свидетелем и прямым участником которой был он сам.

Композиционно выставка условно разделена на три части: «Детство и молодые годы», «Парижские впечатления», «Виктор Борисов-Мусатов и его современники». Довольно часто самая маленькая «зала» музея – бывшая комната матушки и сестёр – становится логическим началом развёрнутых экспозиций, посвящённых художнику. Здесь начинается рассказ о детстве и молодых годах нашего героя. Гравюры, представленные в этой части выставки – современники его отрочества и юности. К примеру, мастерски выполненный офорт Елизаветы Краснушкиной (1858-1912), «Возка льда», офорт, 1887, доносит до нас сценку из зимнего промысла, важного для повседневного быта того времени, и наверняка знакомого любому мальчишке – жителю большого города на берегу Волги.

В этой комнате давно нашёл своё место старинный инструмент: немецкое пианино, в соседстве с которым так уместны оказались портреты любимых композиторов Рихарда Вагнера (цветной офорт Вильяма Уингера (William Unger (1837-1932) и П.И. Чайковского (ксилография Ивана Павлова (1872-1951). А также писателей Ф. М. Достоевского и И.С. Тургенева (офорты Виктора Боброва (1842-1918), чьи книги читались и обсуждались учениками и наставниками школы-студии Саратовского Общества изящных искусств, заседания и выставки которого проводились в залах Радищевского музея. Здесь же мы вслед за Виктором Мусатовым впервые покидаем Саратов и отправляемся в Санкт-Петербург, в Императорскую Академию художеств, где для широкой публики часто разворачивались выставки великих мастеров (гравюра Василия Тимма (1820-1895) «Зал Рафаэля в Императорской Академии художеств», автолитография, 1851).

Среди товарищей В. Мусатова по Московскому училищу живописи ваяния и зодчества, где он учился позже, известен Владимир Иллиодорович Россинский (1874-1919). Русский художник-портретист, график, книжный иллюстратор и театральный художник, один из интереснейших мастеров отечественной торгово-промышленной рекламы рубежа XIX-XX веков. Несколько студенческих лет, товарищество, совместное путешествие по Кавказу и Крыму в 1895 году связывают имена двух художников. Одним из сильных впечатлений юности для В. Мусатова, В. Россинского и их однокашников была встреча с Л.Н. Толстым. Молодые художники даже бывали у него в московском доме в Хамовниках благодаря Татьяне Львовне Толстой, дочери писателя, в то время также учившейся в художественном училище. Спустя годы тема Л.Н. Толстого оказалась особенной в творчестве В.И. Россинского. В 1911 году к годовщине смерти великого писателя художник создал серию цветных рисунков, посвящённых последним дням русского гения. В.И. Россинский издал их в виде альбома под названием «Последние 10 дней Л.Н. Толстого». Рисункам присущи достоверность и мастерство в изображении событий и обстановке тех дней. На выставке представлен лист из альбома «Я ухожу», 1911 (автолитография, 44х30). Рисунок передаёт эмоциональное напряжение и трагизм ухода Л.Н. Толстого из Ясной Поляны.

Осенью 1895 года В.Э. Борисов-Мусатов уехал в Париж. Он сознавал, что для решения самостоятельных творческих задач ему необходима большая профессиональная культура. Молодой художник ставил перед собой разные цели: глубже, основательнее изучить искусство прошлого, составить личное суждение об искусстве современности, наконец, совершенствовать собственное мастерство рисунка. Три зимних сезона Мусатов проучился в мастерской французского художника и педагога Фернана Кормона. Отметим, что для целой плеяды молодых русских художников-современников Мусатова впечатления от европейских городов Мюнхена, Дрездена, Парижа были неотъемлемой частью их профессионального становления.

Весной 1896 года Мусатов писал: «Я, конечно, мог бы заниматься целый день, тогда бы успех был самый существенный, но я не раскаиваюсь, что этого не сделал, ибо я хоть немного познакомился с Парижем. Я в это время хоть сколько-нибудь изучил Лувр и Люксембург. Особенно Лувр по своей школе ничем не заменим…Там Вы найдёте своих любимцев, там Вы увидите громаднейшую коллекцию рисунков классических мастеров, которая откроет глаза на многое, необходимое для знания».

Позже, уже в Саратове, работая в собственной мастерской, Мусатов писал: «Мечтаю о Тинторетто и Веронезе. Завидую им. Мне покоя не даёт их свобода, не сдерживаемая холстами. Какое это наслаждение, должно быть, работать на холстах по нескольку метров. Не знать предела своей энергии, своей фантазии, широким потокам краски».

Сосредоточимся на одной из «целей» парижских впечатлений художника. Небольшая и вольная фантазия на эту тему представлена в зале – бывшей мастерской В.Э. Борисова-Мусатова. Здесь зритель найдёт великолепную по исполнению репродукционную гравюру европейских мастеров XVI-XIX веков. Немного воображения, и мы можем представить себе, как внимательно изучал художник наследие мастеров прошлого.

Известна демократическая роль репродукционной гравюры как популяризатора искусства. Печатные оттиски, копирующие шедевры европейской живописи, делались в лучших мастерских Фландрии, Франции, Англии, Германии, Италии, Испании.

Четыре гравюры, представленные на выставке, выполненные с произведений любимца Мусатова Паоло Веронезе (1528-1588), представляют собой сюжеты на мифологические и библейские темы. Гравюра французского мастера Мишеля Гийома Обера (Michel Guilliaume Oubert (1704-1757) «Марс и Венера» посвящена интерпретации античного мифа на извечную тему любви и продолжения жизни. За основу композиции взято полотно П. Веронезе «Марс и Венера, связанные любовью», 1570. Сейчас картина находится в музее Метрополитен, Нью-Йорк, США.

«Прощение грешницы» мастера немецкой школы Филиппа Андреаса Килиана (Phillip Andreas Killian, 1714-1759) – яркий пример просветительской роли гравюры. Внимательный зритель догадается, что перед нами – изображение, выполненное с крупного по размеру холста. В его центре, на первом плане – отрешённая фигура Христа и грешница, омывающая ему ноги. Главные герои окружены занятыми трапезой горожанами. Всё действо происходит на фоне величественной городской архитектуры, изображение которой требует масштабного полотна. Однако, мы заметим, что немецкий мастер сознательно допускает вольную трактовку оригинала. Так на гравюре облик горожан, их одежда соответствует скорее моде и стилю позднего европейского средневековья, нежели платью времен новозаветных событий. Такая трактовка, скорее всего, способствовала лучшему пониманию сюжета, делала искусство более доступным для его современников.

Два крупных по размеру листа французского мастера Николя Дориньи (Nicolas Dorigny, 1652-1746) «Павел и Варнава в Листре» и «Петр с Иоанном исцеляют хромого», выполнены с оригиналов Рафаэля Санти. Современный зритель, наслаждаясь великолепием рисунка, добротностью изображения, в полной мере может представить себя на месте человека ушедших эпох и попытаться вообразить, каковы же размеры подлинного произведения, его краски. К слову сказать, подлинники сцен деяний апостолов не так-то просто увидеть: выполненные в технике гобелена по рисункам великого Рафаэля, они находятся в музеях Ватикана. А сами рисунки давно стали сокровищем британской королевской семьи и хранятся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Накал библейских страстей сменяется на выставке разными жанрами изобразительного искусства: пейзажами, портретами, жанровыми сценами. Небольшая, но продуманная экспозиция знакомит зрителя с оригинальными гравюрами французских мастеров: умиротворяющим пейзажем «Сельская идиллия» Жана Франсуа Милле I (Jean Francois Millet I (1642-1679), камерной сценкой «Гадание» Франсуа Буше (François Boucher (1703-1770). Несколько европейских школ представлены работами фламандца Яна Саделера (Jan (Johannes) Sadeler (1550-1600), испанца Фернандо Селма (Fernando Selma (1750-1810), англичанина Ричарда Ирлома и других.

Третья часть выставки возвращает нас в Россию, переносит в художественную эпоху рубежа XIX-XX веков, принятую называть Серебряным веком русского искусства. На это время приходится творческий расцвет В.Э. Борисова-Мусатова, его активное участие в художественной жизни Саратова, Москвы, Петербурга.

Ещё в Саратове Борисов-Мусатов с глубочайшим интересом отнёсся к деятельности нового художественного объединения «Мир искусства», собравшего в свои ряды выдающихся художников. Среди них: А. Бенуа, О. Браз, Г. Верейский М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева, В. Серов, К. Сомов, М. Якунчикова. Высокая художественная культура «Мира искусства», его новации и эстетика во многом были близки В.Э. Борисову-Мусатову и отвечали его взглядам. Однако художественной жизни любой эпохи свойственны противоречия, столкновение мнений, неприятие и непонимание друг друга. Непросто и далеко не сразу выстроились взаимоотношения В.Э. Борисова-Мусатова с лидерами объединения. К примеру, одним из критиков Мусатова, а потом горячим его поклонником был Валентин Серов, Александр Бенуа, вначале с недоумением воспринимавший творчество художника, впоследствии станет одним из важных собеседников и адресатов писем В.Э. Борисова-Мусатова.

В.Э. Борисов-Мусатов был постоянным и внимательным читателем журнала «Мир искусства». Вполне возможно, что на его страницах он видел офорт В. Серова «Волк на псарне, напечатанный в №1-2 за 1900 год. Отметим, что в собрании Радищевского музея хранятся два аналогичных оттиска.

С деятельностью объединения «Мир искусства» связаны взлёт и развитие искусства графики, во многом проявившее себя в оформлении и иллюстрировании книг, журналов, выпуске художественных открыток.

С большой любовью обращались художники к образу Петербурга. Строгий и изысканный северный город предстаёт в чётких линиях графических миниатюр Мстислава Добужинского (1875-1957), изданных на открытых письмах Общины св. Евгении, автолитографии Осипа Браза (1872-1936) «Петербург. Новая Голландия», 1902, цветной ксилографии Анны Остроумовой-Лебедевой (1871-1955) «Летний сад зимой», 1902. Фантазии на исторические темы Александра Бенуа (1879-1960) представлены в цветной литографии «Версаль», 1906, открытках Общины св. Евгении.

Мягкие по тону и исполнению линогравюры Ивана Павлова (1872-1951) «Старая Москва. Дворик на Якиманке», «Старая Москва. Старопименовский переулок» из серии «Старая Москва» переносят нас в древнюю столицу с её живописными улочками и переулками, деятельной общественной жизнью на поприще культуры, просветительства и меценатства.

Лица эпохи запечатлены в литографиях Г. Верейского (1886-1962) (портреты О. Браза, М. Добужинского, А. Бенуа), В. Серова (портреты А. Остроумовой-Лебедевой, В. Матэ), линогравюре И. Павлова (портрет Саввы Мамонтова) Л. Пастернака (портрет Л.Н. Толстого).

К творчеству младших современников Мусатова, художников-символистов, отсылают нас работы его земляка Павла Кузнецова (1878-1968), «Портрет. Из цикла Туркестан»,1920, (литография) и Мартироса Сарьяна (1880-1972), «Улица в Константинополе»,1965 (цветная литография).

Линогравюра Ивана Павлова «Почтовый дворик в Тарусе», 1913, передаёт очарование неспешной жизни маленького городка на берегу Оки, где прошёл последний год жизни В.Э. Борисова-Мусатова. Быть может, примерно так и выглядел этот дворик, когда в октябре 1905 года Виктор Эльпидифорович отправил письмо А. Бенуа: «Многоуважаемый и милый Александр Николаевич! <…> Теперь Бесконечная мелодия, которую нашёл Вагнер в музыке, есть и в живописи Эта мелодия есть в меланхолиях северных пейзажей у Грига, в песнях средневековых трубадуров и в романтизме нашей русской тургеневщины. <…> Теперь я сижу в Тарусе. В глуши. На пустынном берегу Оки. И отрезан от всего мира. Живу в мире грёз и фантазий среди берёзовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов. <…> Давно ли я был в Москве, в столице Российской империи, и скоро вновь буду в ней, но уже столице русской республики. Как в сказке. Заснул, проснулся. Прошло мгновение ока. А между тем уже сто лет пролетело».

Элеонора Белонович

С 24 ноября 2016 года по 20 января 2017 года музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова представил третью выставку из коллекции В.Г. Беликова. Владимир Гурьевич Беликов (род. 10.02.1943) – доктор технических наук, профессор. Автор статей о коллекционировании, художниках-графиках, выставках, член Ассоциации искусствоведов России (АИС), член Всероссийского общества библиофилов, член Московского клуба любителей графики, Президент Российской ассоциации экслибриса. Участник и организатор более 150 выставок в России и за рубежом. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"