Остановим мгновение и поговорим о Вечности…

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

  • В.А. Мошников. Движение белых пятен. 2000
Дата мероприятия:  25.11.2016  —  11.01.2017
Заслуженному художнику РФ Владимиру Александровичу Мошникову 30 ноября исполняется 65 лет. Писать о Владимире Александровиче трудно, ибо он «человек символический» (Homo symbolicus), и для «человека разумного» (Homo sapiens) или «человека играющего» (Homo Ludens) не только его творчество, но и сам он является тайной. Таким он пребывает давно и для многих людей. Когда-то Герцен писал о редчайшем человеческом даре – объединять людей. Владимир Александрович принадлежит именно к таким личностям. И дело не только в его талантливости, обаянии, некоем «звуке» (его любимое слово), которые сопровождают его жизненные странствия, этому художнику присущи особые душевность и теплота, что сказывается и в его творчестве, и в его отношениях с множеством человеков. В.А. Мошников является одним из главных лиц и цементирующим составом хвалынских пленэров, соединившим художников, не чуждых духовных поисков. Уже 16 лет он бескорыстно делится своими знаниями в школе-студии пластического формообразования, которую организовал в Саратове. Следует добавить, что и люди, близкие или не очень Мошникову, рядом с ним, порой неожиданно, обретают свойства этих «дружественности и открытости». При редкой душевной мягкости всегда ощущается в нём твёрдость характера и убеждений. Что никоим образом не мешает Владимиру Александровичу сохранить в себе детскость, доверчивость, умную и проницательную наивность. В «чумные» времена это дорогого стоит. Одним словом, Владимир Александрович – классический русский «очарованный странник». Он без барабанов и труб предан своей родине.

Ко дню рождения Владимира Александровича художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина в проекте «Выставка одной картины» экспонирует его работу из коллекции музея «Движение белых пятен» (2000, Оргалит, масло. 66х61,5). Работы Мошникова легко узнаются на выставках: в них всегда заявка на наличие некоей тайны, в них есть многослойность, сакральность бытия. В картинах этого художника вольно или невольно ощущаешь за видимой конкретностью присутствие другой, не поддающейся чёткому определению. Как говорил Кандинский, ты откликаешься на «более тонкие эмоции, для которых не найти слов в нашем языке». Ты начинаешь угадывать некое «внутреннее» во внешнем, ощущаешь, насколько глубоко погружение персонажей в нечто, не доступное тебе, твоим чувствам, лишь брезжащее где-то в подкорке, но доступное художнику. И мучаясь неразрешимостью вопросов, не можешь отойти от полотна – затягивает. В.А. Мошников – инструмент для материализации нематериального. Таково и «Движение белых пятен». На картине души-сёстры, встроенные в живую природу и транслирующие причастность к неведомой тайне. Они прислушиваются к чему-то в себе, к чему-то, откликающемуся на зов этой тайны. А может быть, к потоку звуков, заполняющих брешь между прошлым и будущим? Это застывшая музыка, загустевшая и завязшая в плотностях цветовых отношений и гибкости пластических линий. Музыка спокойствия, вызывающая почти молитвенное чувство. Его пейзаж невозможно назвать фоном, он тоже становится живым существом, которое было, есть и останется после нас.

Пейзаж у Мошникова всегда введён в понятие метафизического и художник поддерживает это смутное ощущение тайны приглушённым, несколько сумеречным колоритом – преимущественно холодноватых оттенков смягчённого сине-голубого, сине-зелёного, тёплых оттенков коричневого, не составляющих контраста, но создающих ощущение того самого изначального света, что был создан в первый день творенья, когда Бог отделил свет от тьмы, ещё до создания «светил на тверди небесной». И все предметы под воздействием этого света выдают из своих глубин свечение. В «Движении белых пятен» этот свет расплавляет границы стволов, ветви деревьев с лимонно-жёлтыми всполохами и прогнувшиеся холмы с белыми пятнами мела на противоположной стороне водного зеркала пруда, ведущими ритмическую перекличку с фигурами в белом на первом плане. Общая тёплая серо-коричневая береговая среда серьёзна и несколько снисходительна к своим более ярким собеседникам. Вертикали бесплотных фигур, лишённых социальности, ритмизуются с вертикалями стволов, раскинувшиеся руки-ветви деревьев прогибаются в рифму с холмами и в контрапункте с берегом. Каждое пятно на своём месте, положение которого уравновешено и выверено в пространстве картины. Художник не «списывает с реальности», а создает свои отношения с ней, вырабатывает собственную художественную концепцию. Мошников может долго, в объёме целой картины сохранять духовное откровение, которое не материально, но материализовано его кистью в цвето-световых образах. Он не останавливает мгновение, а, словно совершая мистический акт, длит его проживание, очищая от всего преходящего. И в представленной работе берег пруда с ровной гладью воды, подёрнутой плёнкой небесных отражений с вкраплениями земной зелени, призрачным дальним берегом, с развёрнутым в плоскости небом – впечатан во всегда.

Если бы историю искусства выстраивать не как поступательную линию, но проложить меридианы, на которых располагались бы чувствующие сходным образом мастера из разных эпох, тогда бы мы встретили на одной долготе рядом с молчаливыми, погружёнными в слушание «музыки сфер» женскими образами В.А. Мошникова «Девушку с письмом» Вермеера, «Офелию» Редона, меланхоличных женщин Борисова-Мусатова, «Музу» Врубеля, да и женщин П.И. Басманова и К.С. Петрова-Водкина с их небрежением к злобе дня, с их внутренней тишиной, очищенной от морщин поверхностной эмоции, тишиной, способной дать нам ощутить нечто, что существует на полотне помимо изображённого.

Особенность постсоветского художественного мира - в глубинной, теперь почти подсознательной памяти о насильственно уничтоженной непрерывности развития культуры. Теперь прерывность развития даже легитимизируется, при этом выпячиваются парадоксальные стороны эволюции. Владимир Александрович напротив считает восстановление культурной памяти одной из главных своих задач, соединяя текущее время с отрубленным от тела истории хвостом, создавая мост, который связывает современные поиски новой выразительности с толщей земной культуры. Он, как мудрый гусь, понимая, что в одиночку восстановление межэпохальных связей неподъёмно, ставит на крыло традиции художественную поросль, и трудная исповедь, знающего себе цену человека, принимается ею с пониманием и благодарностью.

Коллектив художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина поздравляет Владимира Александровича с днём рождения! Желает ему сил, энергии на реализацию собственных идей и на передачу знаний в области художественной формы молодому поколению. От всего сердца желаем Владимиру Александровичу многая лета, и вдохновенного творчества!

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений