Выставка «Пространство и время В.Э. Борисова-Мусатова». Цикл «Искусствовед рассказывает»

Автор: 
Владимир Беликов

  • Владимир Беликов в Музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова. 2013 год

Все материалы рубрики

«Искусствовед рассказывает...»

Два принципиально различных, но соотнесенных
между собой ценностных центра знает жизнь:
себя и другого, и вокруг этих центров
распределяются и размещаются все конкретные
моменты бытия.
М.Бахтин

Я создал себе свою жизнь
В.Борисов-Мусатов


Приглашение к размышлению

Выставка «Пространство и время В.Э. Борисова-Мусатова. Штрихи к портрету» может показаться странной: проходящая в мемориальном музее В.Э. Борисова-Мусатова и освященная его именем, она не представляет работ художника.

Но особенность и характер частной коллекции не предполагал (да и не мог) показать оригинальные работы мастера – это задача крупных музеев. Выставка приглашает задуматься о духовном становлении художника-творца. Думаем, что заинтересованный посетитель выставок часто задается вопросом – откуда и как рождается талант, каковы корни и истоки творчества, какими первообразами питается художник, как формируется сплав, именуемый индивидуальностью. Гёте в беседах с Эккерманом говорил, что люди одарены известными способностями, но своим развитием обязаны тысяче вещей и лиц, тысяче воздействий на них великого мира, из которого они черпают и усваивают всё, что могут, и всё, что им подходит.

Художественное творчество позволяет человеку построить индивидуально-личностную модель мира; именно в творчестве человек обретает себя в своих отношениях к Другим, к миру вещей и событий, становится самим собой, создает пространство своего Я. Но тайна творчества остается неразгаданной. Достоевский на открытии памятника Пушкину, говорил, что каждый художник несет в себе тайну, ибо никто не знает, как рождается замысел.

Для нас навсегда останется загадкой, что подвигло травмированного «в возрасте первого детства» мальчугана взять карандаш и прикоснуться к бумаге: дыхание большой реки и заволжские просторы, разноцветье и запахи цветущего сада, многоголосие птиц, любовь и внимание женского окружения, физическая непохожесть на сверстников и вызванная этим уединенность, мечтательность, созерцательность? Какие струны души были задеты в раннем детстве и сформировали взгляд на мир, погружение в себя, осмысление своего Я, отличного от Других?

Взгляд на мир формируется рано, это потом он дополняется, обогащается, раскрашивается впечатлениями от учёбы, встреч и путешествий, прочитанных книг и многого-многого другого. Художник подобен пчеле – он собирает и пропускает через себя – своё Я то, что близко ему у Других, и создает свой неповторимый, только ему свойственный мир.

Впечатлительный и активный, Борисов-Мусатов, несмотря на до обидного короткую жизнь, впитал в себя много событий: открытие художественного музея в Саратове, дружба с художниками-земляками, знакомство с шедеврами западноевропейских мастеров, уроки художественного мастерства в российских и зарубежных школах, сближение с художниками объединения «Мир искусства», поездки в Западную Европу, участие в выставках.

События и впечатления переплавлялись, и непостижимым чудесным образом отражались в его полотнах: мелодии Чайковского, Вагнера и Грига, архитектура Франции и Германии, «романтизм нашей родной русской тургеневщины», березовые рощи, осенние туманы, заснувшие водоёмы, грусть и ностальгия дворянских усадеб, печаль и гармония женских образов. Художник творит интуитивно, вопреки логике, подчиняясь какому-то порыву. «Произведение рождается из своего рода эмоции», - писал Пюви де Шаванн, творчеством которого восхищался Борисов-Мусатов. Поэтому невозможно объяснить, какие эмоции вызвали такие разные художники, как Тинторетто и Веронезе, Мурильо и Милле, импрессионисты и «японцы», мастера галантного восемнадцатого века. Может быть, родство душ? (вспомним Баратынского: «...как знать? душа моя окажется с душой его в сношенье…»). Вопросы, вопросы, вопросы.

Духовная биография художника значительно глубже и богаче его физической биографии.

Настоящая выставка – штрих-пунктирный визуальный ряд, который хоть и в малой степени, косвенно, но напоминает о духовном бытие замечательного русского художника.

Организаторы выставки надеются, что зрители задумаются над феноменом личности Борисова-Мусатова, а, может быть, поразмышляют и о себе: кто Я, почему Я такой и чем отличаюсь от Других.        


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений