Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Французское искусство XVIII – XIX веков из собрания Радищевского музея

Автор:  Красноперова Лидия Петровна

  • Мюллер Ш.Л. "Девушка с тамбурином"
Дата мероприятия:  23.11.2016  —  28.02.2017
Телефон:  (8453) 44 03 75

В Радищевском музее за время его существования образовалась значительная коллекция французского искусства. Она позволяет представить его в развитии, работами художников различных направлений. В XVIII – XIX веках Франция являлась центром художественной культуры для всей Европы. В России одним из первых начал собирать работы французских мастеров князь Н.Б. Юсупов (1750-1831). Он был вхож в мастерские художников. Картина «Триумф Галатеи» неизвестного живописца принадлежала к его коллекции и, по-видимому, до 1917 года находилась в петербургском княжеском дворце.

В начале XIX века в России появилось понятие « французский вкус», в нём отмечали «тонкость, красивость, грацию». В искусстве Франции собиратели находили классические образцы общеевропейских стилей рококо, классицизма, реализма. Присущее французским художникам вкус, чувство меры, хорошая профессиональная выучка, любовь к новизне всегда привлекали любителей искусства.

Во второй половине XIX столетия московский парфюмер Генрих Брокар (1837 — 1900), француз по происхождению, собрал коллекцию, отличающуюся великим разнообразием произведений разных времён и народов. Ему принадлежала картина «Юнона и Эол», самая ранняя на нашей выставке. Сюжет, манера её исполнения связаны с академической школой живописи. Смысл изображённой сцены, взятой из поэмы римского поэта Вергилия, был понятен образованному европейцу. Текст «Энеиды» входил в школьную программу.

Две картины, «Триумф Галатеи» неизвестного художника и «Венера в кузнице Вулкана», копия с Франсуа Буше, представляют на выставке стиль рококо. Мир языческих античных богов изображается в них как лёгкая, занимательная театральная игра. Причудливый завиток морской раковины был основным декоративным мотивом стиля. Формы и настроения, характерные для рококо не потеряли привлекательности в последующие Х1Х и ХХ века. Копия с картины Ф. Буше исполнена не ранее середины XIX столетия.

Собиратели французского искусства охотно приобретали работы малых мастеров, умелых рассказчиков житейских сюжетов. (Ш. Мюллер «Девушка с тамбурином») Всегда актуальной для художников и их ценителей оставалась старая истина: « Все искусства имеют двоякую цель: они должны развлекать и в то же время научать».

Направленность художественного коллекционирования всегда связана с потребностями национальной культуры. А.П. Боголюбов, основатель Радищевского музея, в работах французских мастеров нашёл правду наблюдения и передачи натуры, а также мастерство живописи. Знакомство с французскими художниками « ...разом сделало во мне переворот... под влиянием нового веяния, я всё более и более вдавался в простоту линий пейзажа». Усваивая уроки мастеров, А.П. Боголюбов осознаёт собственные задачи, вырабатывает свой метод: «Обращение с красками и механизмом живописи никогда не исчерпывал из книг, а только из практики, сравнивая с результатами годов и действовавших на меня чужих картин». Это признание заставляет нас внимательнее посмотреть на те произведения, которые А.П. Боголюбов передал Радищевскому музею. Он собирал работы художников разных направлений, всегда ценил профессиональное мастерство. По большей части, он собрал работы современников. На выставке — картины художников «второго ряда», Т. Гюдена, К. Жирарде, Ш. Мюллера, Э. Тудуза.

Дополняют экспозицию живописи две бронзовые скульптуры французских мастеров: детский портрет работы О. Юссона, исполненный в 1836 году и сюжетная композиция Ш. Леви, выполненная в духе стиля модерн конца XIX века.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры